Книга пророка Йоны

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3984

Наши мудрецы постановили читать книгу пророка Йоны в молитве Минха в Йом Кипур, потому что в ней идет речь о тшуве (раскаянии). Книга эта невелика, всего четыре главы, но вся она основана на истории попытки пророка Йоны избежать выполнения приказа Всевышнего. Сам этот факт порождает много вопросов. Вправе ли пророк не выполнять указания Всевышнего, и как можно вообще избежать их выполнения? Но прежде чем попытаться найти ответы на эти и другие вопросы, хотелось бы привести, в качестве небольшого предисловия, слова Хафец Хаима:

«Часто человек приходит в отчаяние из-за грехов и тщетных попыток их исправить. Видя, что не в силах превозмочь свое дурное начало, он решает пустить все на самотек, пусть даже он получит наказание за это, или даже будет лишен жизни. И это большая ошибка, потому что если Всевышний хочет, чтобы ты что-то исправил в себе, знай – ты будешь вынужден сделать это! И если так, то разве не разумнее выполнить требуемое за один раз и не подвергать свою душу новым испытаниям: прохождением чистилища после смерти и нового спуска души в этот мир, уже в новом теле, для новой попытки исправления того, что не было исправлено в предыдущей жизни? И доказательство правоты этих слов – из книги Йоны.

Всевышний посылал Йону в город Нинве, чтобы он пророчествовал там, а пророк противился этому и пытался бежать морем, но был проглочен рыбой, внутри которой пробыл три дня. Затем он был выброшен на берег, и в конце выполнил все, что от него требовал Святой, Благословен Он.

Сказано в Пиркей Авот (4:29): “…И пусть не обещает тебе дурное начало, что могила станет тебе убежищем. Ведь против своей воли ты был зачат, против своей воли ты был рожден, против своей воли ты живешь, и против своей воли ты умираешь, и против своей воли ты в будущем обязан будешь держать ответ перед Царем всех царей, Святым, благословен Он”» (Шаар а-Циюн, 622:6).

Глава 1. «И было слово Г-сподне к Йоне, сыну Амитая: “Встань, иди в Нинве…»

«И было слово Г-сподне к Йоне, сыну Амитая: “Встань, иди в Нинве, город великий, и пророчествуй о нем, ибо злодейство их дошло до Меня”. И встал Йона, чтобы убежать в Таршиш от Г-спода, и сошел в Яфо, и нашел корабль, отплывающий в Таршиш, и отдал плату, и спустился в него, чтобы уйти с ними в Таршиш от Г‑спода»

Из наших источников следует, что пророк Йона был не кто иной, как сын женщины из города Царфат (сегодня – южный Ливан), которого оживил пророк Элияу. О пророчествах Йоны нам известно немного. Одно – описанное в книге Йоны, одно – в Книге Царей, и еще об одном нам известно от наших мудрецов, хотя о нем нет упоминаний в текстах Пророков. То менее известное пророчество было связано с городом Иерусалимом, жители которого грешили, а Йона был послан Всевышним, чтобы увещевать их.

Существует правило, которое звучит так: хорошее пророчество всегда сбудется, даже если люди, удостоившиеся его, испортились и стали грешить. Плохое же пророчество может быть отменено, если люди, которым оно было направлено – раскаялись. Так и произошло: жители Иерусалима оставили свои грехи, и у Всевышнего не было необходимости приводить в исполнение вынесенный приговор. Но со стороны, на взгляд несведущего человека могло показаться, что Йона – не истинный пророк, ведь то, что он пророчествовал – не свершилось.

Когда же Всевышний посылает Йону в Нинве, то пророк опасается. Чего? Говорят наши мудрецы, что народы мира близки к раскаянию, но раскаяние их легковесно. Они легко входят в состояние эйфории, пробуждаются к раскаянию, легко принимая на себя обеты об исправлении дурных дел, но раскаяние их не выдерживает испытания временем, и уже очень скоро они могут вернуться к прежней нечестивости. Йона опасается, что жители Нинве на короткое время оставят дурные дела, а его пророчество о разрушении города вновь не сбудется (в соответствии с правилом). Но тогда у злых языков вновь будет повод для утверждения, что Йона только лишь выдает себя за истинного пророка, а на самом деле таковым не является. И не за свое имя боялся пророк Йона, а за то, что таким образом произойдет осквернение Имени Всевышнего.

Наши мудрецы приводят еще одно объяснение причины бегства Йоны. Пророк опасался, что если жители Нинве перестанут грешить, то это станет причиной гнева Всевышнего на народ Израиля. Стоило лишь один раз послать им еврейского пророка, и они внемлют его словам, а у Израиля в каждом поколении пророчествуют и увещевают народ множество пророков, но евреи не всегда спешат раскаяться в своих грехах.

Что же решает предпринять Йона? Убежать от Всевышнего невозможно, это понятно каждому из нас, тем более было понятно пророку. Йона решает пойти в такое место, где пророчество не может снизойти на него, например, перебраться за пределы границ земли Израиля и, таким образом, не отказаться от выполнения приказа Всевышнего, а сделать получение указаний невозможным. Но если все эти правила установлены Всевышним, то Он Сам может их отменить. Придя в порт Яфо, Йона не находит там корабль, и тогда Всевышний посылает бурю, и корабль, уже вышедший в море, возвращается в порт. Когда Йона отчаливает на корабле, Всевышний посылает бурю, а пассажиры корабля бросают жребий в попытке найти виновного, и каждый раз жребий указывает на Йону. Тогда его бросают в море. После этого пророка проглатывает огромная рыба, которая совершает с ним путешествие в глубины моря, после чего он попадает из одной рыбы в другую, а позже – вновь попадает на сушу. И все эти чудеса Всевышний делает с Йоной лишь для того, чтобы показать ему, что каждый человек, будь он простым евреем или пророком, должен выполнить свое предназначение в этом мире, и выполнит его – по своей воле или против нее.

Глава 3. «И было слово Г-сподне к Йоне второй раз». 

Второй раз пророчество связано с Нинве. Оно было вторым в этой истории и последним в жизни пророка Йоны. Почему? Потому что он не сразу поспешил выполнить волю Всевышнего и даже попытался избежать ее выполнения.

Так же комментаторы находят отличия между первым и вторым приказом идти в Нинве. Если в первой главе книги Йона сказано: «Встань, иди в Нинве, город великий, и пророчествуй о нем, ибо злодейство их дошло до Меня», то во втором приказе уже сказано: «Встань, иди в Нинве, город великий, и огласи ему воззвание, которое Я скажу тебе». То есть, если в первый раз Всевышний объясняет пророку Йоне цель его миссии, то во второй раз цель не указывается, и понятно, по какой причине: чтобы не задавал лишних вопросов.

Йона идет в город Нинве, который был очень большим для тех времен. В нем проживало более ста двадцати тысяч человек. Но не только из-за численности населения город считался важным – он был важным в глазах Всевышнего. Чем удостоился он такой чести? Поясняет Раши (комментируя стихи о строительстве Вавилонской башни), что Ашур, праотец ассирийцев (столицей которых был Нинве), не желая бунтовать против Всевышнего, оставил эту грандиозную стройку. Теперь же Всевышний возвращает награду его потомкам.

Дойдя до центра города, Йона начинает увещевать местное население, и весь город раскаивается в своих грехах. Происходит то, чего так опасался Йона: слова чужого и незнакомого человека доходят до сердец жителей Нинве, и весь город раскаивается в своих грехах.

Что же стало причиной такого странного поведения? Ибн Эзра утверждает, что пассажиры того корабля, на котором плыл Йона, и на котором с ним произошло чудо, попали в Нинве. Они рассказали о произошедшем в море, и тем самым подтвердили истинность слов пророка.

Есть и другое мнение. Написано в мидраше «Ялкут Реувени» (Бешалах): «На невысоком песчаном холме, одиноко возвышавшемся над берегом моря, стоял человек. Издали он наблюдал за тем, как евреи собирали добычу, выброшенную морем на берег – все, что осталось от самой могущественной армии мира. Многие мысли проносились в его голове, воспоминания о множестве событий, произошедших с ним за последний год. Он внимательно прислушивался к словам песнопения евреев. И, когда они произнесли, восхваляя Всевышнего: “Кто подобен Тебе среди богов – Г-споди…“, тогда открыл фараон свои уста и произнес на египетском языке: “Кто подобен Тебе, славен святостью, досточтимый хвалами, Творец чудес“». Фараон остался в живых, но возвращаться в разоренный по его же вине Египет не было смысла. Он направился на север и смог добраться до Нинве, где и обосновался. Со временем он смог завладеть троном и восседал на нем долгие годы (с момента выхода из Египта и до времен пророка Йоны прошло более шестисот лет). Всевышний дал ему долголетие то ли за то, что он, в конце концов, раскаялся и смирился, то ли потому, что ему была уготована еще одна миссия. Какая? Когда пришел в город еврейский пророк и начал предвещать городу беду, обратился бывший фараон к жителям города и сказал: «Господа, однажды я не прислушался к словам Б-га Израиля и дорого за это заплатил. Уверяю вас, сопротивление бесполезно».

«И поверили нинвейтяне Б-гу, и объявили пост, и оделись в мешковину – от большого до малого. И дошло это слово до царя Нинве, и встал он с престола своего, и снял с себя (царское) облачение свое, и оделся в мешковину, и сел на пепел. И (повелел) провозгласить и сказать в Нинве от имени царя и вельмож его так: чтобы ни люди, ни животные, ни крупный, ни мелкий скот не ели ничего, не ходили на пастбища и не пили воды. И чтобы покрыты были мешковиной люди и скот, и воззвали к Б-гу с силой, и чтобы отвратился каждый от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще смилуется Б-г и отвратит ярость гнева Своего, и мы не погибнем! И увидел Б-г дела их, что они отвратились от злого пути своего, и пожалел Б-г о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».

Глава 4. «И раздражен был очень Йона, и досадно стало ему».

Отчего стало досадно Йоне? Он знал то, что теперь знаем и мы: раскаяние народов часто поверхностно и недолговечно (так было и с жителями Нинве, раскаяние которых продержалось лишь сорок дней). Более того, уточняют наши мудрецы, что раскаяние жителей Нинве – столицы Ассирии, коснулось только имущественных преступлений, да и то лишь тех преступлений, которые были совершены в прошлом. А что с будущим? На будущее жители Нинве никаких обещаний Всевышнему не давали. А ведь мы знаем, что тшува не считается законченной, если не принято решение больше не грешить в будущем! Более того, говорят наши мудрецы, что они остались идолопоклонниками, какими были прежде. Раскаиваются перед Всевышним, но при этом совершенно не собираются служить Ему?!

Йона также знал, что ассирийский царь Санхерив в будущем уведет в изгнание десять колен Израилевых, и что будет осаждать Иерусалим во времена царя Хизкияу. Говорит пророк Йона Всевышнему: «И этих людей, которые в будущем причинят так много страданий еврейскому народу, Ты готов пощадить только потому, что они сделали неполноценное раскаяние, оставаясь при этом идолопоклонниками? Для чего я должен заботиться об их раскаянии, чтобы они не сгинули, а потом взыскали с моего народа? Разве не правильно судить их в соответствии с мидат а-дин (качеством Суда), а не в соответствии с мидат а-рахамим (качеством Милосердия)»?

И тогда Всевышний посылает последнее испытание пророку Йоне, чтобы окончательно убедить его, что нужно выполнять все, что приказывает Всевышний, даже если иногда нам кажется, что есть место для сомнения.

«И сказал Г-сподь: “Неужели так сильно раздосадован ты?” И вышел Йона из города, и сел к востоку от города, и сделал там себе кущу, и сел под ней в тени, пока не увидит, что будет в городе. И предуготовил Г-сподь Б-г клещевину, и она поднялась над Йоной, чтобы была тень над головой его, чтобы спасти его от бедствия; и обрадовался Иона клещевине этой большой радостью. И предуготовил Б-г червя с появлением зари, на другой день, и подточил он клещевину, и засохла она. И было: когда взошло солнце, предуготовил Б-г знойный восточный ветер, и стало палить солнце над головой Йоны, и изнемог он, и просил себе смерти, и сказал: “Лучше умереть мне, чем жить”. И сказал Б-г Йоне: “Неужели так сильно раздосадован ты из-за клещевины?” Он сказал: “Очень досадно мне, до смерти”. И сказал Г-сподь: “Ты сожалеешь о клещевине, над которой не трудился и которой не растил, которая в одну ночь выросла и в одну ночь пропала. А Я не пожалею Нинве, город великий, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?”»

Все приведенные выше пояснения комментируют книгу пророка Йоны в соответствии с пшатом – прямым пониманием текста, с тем, как события описаны в книге. Но Виленский Гаон идет другим путем, объясняя книгу через ремез – намек, скрытый в стихах. Говорит Гаон, что йона (голубка) – это еврейская душа, а Нинве – это наш мир, в который Всевышний спускает души, каждую со своей миссией.

Часто наши мудрецы сравнивают еврейский народ с голубкой. Почему?

Рассказывают о великом праведнике раве Арье Левине, что в канун наступления субботы он изучал Шир а-Ширим со своим соседом, великим мудрецом Торы равом Хаимом Берлиным. Как известно, Шир а-Ширим – это песнь юноши и его возлюбленной. Юноша – это Всевышний, а возлюбленная – это народ Израиля. Каждый раз, когда доходили они до стиха: «…(Как) прекрасна ты, подруга моя, как ты прекрасна! Глаза твои – голуби…», рав Хаим Берлин начинал плакать. Спросил рав Левин о причине его слез, и тогда рав Берлин рассказал ему историю, произошедшую с ним, когда он был главным раввином Москвы.

«Однажды пришел ко мне один светский еврей и попросил, чтобы я сделал обрезание его новорожденному сыну. Придя к нему домой, я увидел, что еврей не только был светским, но еще и приторговывал церковной утварью. Спросил я его: “Если ты так далек от Всевышнего, зачем ты хочешь сделать обрезание своему сыну?” И он мне ответил: “Я еврей, и мой сын еврей. Я не соблюдаю Тору и не знаю, будет ли мой сын соблюдать. Но сделав ему обрезание, я хочу оставить ему возможность, если он того захочет, вернуться к Всевышнему”.

В трактате Бава Батра написано, что если человек находит молодых голубей на улице, скорее всего, эти голуби убежали из ближайшей голубятни, и туда их нужно вернуть. Но при одном условии: расстояние от места, где они были найдены, не превышает пятидесяти локтей (около 25 метров). Маленькие голуби не могут видеть дальше этого расстояния, и когда они убегают, то всегда оглядываются на свой дом, чтобы не отдалиться слишком далеко.

Еврей может отдалиться от Всевышнего, но недалеко, а лишь на то расстояние, с которого все еще виден путь для возвращения».


http://www.beerot.ru/?p=28541