Понимание святого языка — Глава Цав

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

751
«Заповедай Аарону и его сыновьям, говоря: это учение о всесожжение на его огнище (מוֹקְדָה) на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пылать будет на нем» (Ваикра, 6:2).

יקד, שרף

Есть следующие отличия в понимании этих двух глаголов.

שרף (сараф) – сжег – указывает на сожжение посредством огня, а сжигающий получает какую-то пользу от этого сожжения. Сжигающий поленья, для того чтобы приготовить на них еду, получает от этого пользу во время сожжения и после него.

О красной корове говорится: «И сожгут (ושרף) корову пред его глазами: кожу ее и мясо ее, и кровь ее с нечистотами ее да сожгут». Красную корову сжигали, для того чтобы очищаться ее пеплом, а также она служила искуплением народа Израиля.

Также говориться в книге пророка Амоса (2:3): «Так сказал Г-сподь: за три преступления Моава и за четыре не отвращу Я (гнева) от него; за то, что пережег (שרפו) он в известь кости царя Эдомского». В этом стихе говорится о том, как царь Моава, державший у себя в заложниках первенца царя Эдома, увидев, что царь Эдома пришел воевать против него вместе с царем Израиля, принес сына царя Эдома в жертву, а тело сжег, после чего война прекратилась. Это и была «польза» для царя Моава от сожжения, за что и прогневался на него Всевышний.

יקד (якад) – приходит в тех случаях, когда какой-то предмет сжигается дотла, но при этом у сжигающего нет никакого удовольствия от этого, во время сожжения и после него. Также речь идет о костре из деревьев, горящем длительное время. Как говориться в стихе из нашей главы, чтобы огнище (мокед) пылало всю ночь на жертвеннике.

Одно из помещений в Храме называлось מוקד (мокед), потому что, по мнению Рабейну Хананеля в трактате Йома (45а), огонь горел там днем и ночью с одной целью – поддержать вечный огонь (эш тамид), а значит, деревья сжигались там не для того, чтобы получать удовольствие, а лишь для поддержания источника огня. Раши считает, что огонь этот был предназначен для коэнов, чтобы они могли согреться там, потому что обязаны были ходить в Храме босыми. Но на это можно возразить, что огонь горел там и днем и ночью, то есть, не только ночью, когда от его тепла согревались коэны, но и днем (летом), когда в его тепле не было нужды.

Яркий пример употребления этого глагола виден в стихе из пророка Йешаяу (10:16): «За то нашлет Господин, Г-сподь воинств, на тучных его худобу, и на месте славы его пламенеть (יֵקַד) будет пламенное (יְקֹד), как пламенеет (כִּיקוֹד) огонь». В пророчестве говориться о полном уничтожении былого величия Ассирии и что от их стана останутся лишь пепелища.

Наши мудрецы уподобляют тело человека жертвеннику. Подобно жертвеннику, на котором не угасало пламя, внутри человека не должно угасать пламя веры и Б-гобоязненности. Но поддерживать это пламя необходимо не только свыше. Когда человек пробуждается (снизу) для служения Всевышнему, тогда и на небесах разгорается пламя, снисходящее на человека и помогающее ему сохранить этот духовный подъем. Но тот, кто со своей стороны не предпринимает усилий для пробуждения, а лишь ждет, когда искры святости снизойдут на него, – таким искрам не дано долго прожить, и их пламени скоро суждено погаснуть.


http://www.beerot.ru/?p=53413