Понимание святого языка — Недельная глава Ваешев

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2281

«Вот родословие Яакова: Йосефу было 17 лет» (Берешит, 37:2).

Пишет Раши: «И еще истолковано “и поселился”: Яакову захотелось жить спокойно (לישב בשלוה) – тотчас постигло его несчастье с Йосефом. Стоит праведным захотеть жить спокойно, Пресвятой говорит: “Мало праведникам уготованного в мире грядущем, что они хотят жить спокойно в этом мире?”»

שלום (шалом) – мир, благополучие

Слово шалом может указывать на положение, когда государство находится в состоянии мира со своими соседями, на мир в отношениях между людьми. То есть, как правило, указывает на мирные отношения между человеком и различными внешними объектами. Корень этого слова – שלםшалем, цельный, совершенный. Эта целостность – источник гармонии и мира. При этом слово שלוה (шалва) – спокойствие, безмятежность – используется в случаях, когда есть необходимость описать мирное положение дел внутри государства или внутреннее состояние человека. «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним покой (וְשַׁלְוָה בָהּ), нежели дом, полный заколотого скота, <но при нем> раздор» (Мишлей, 17:1). «Просите мира (שָׁלוֹם) Иерусалиму, спокойны будут (יִשְׁלָיו) любящие тебя. Да будет мир (שָׁלוֹם) в воинстве твоем (в крепости), покой (שַׁלְוָה) во дворцах твоих» (Теилим, 122:7). Эти стихи толкуются по-разному. Одни комментаторы говорят, что речь в стихах идет о состоянии мира как извне, с внешними врагами, так и внутри общества. Что если будет мир с внешними врагами, а стены города (или состояние армии) будут крепки – тогда будет и спокойствие внутри домов и дворцов, что внутри самого Иерусалима. Но есть комментаторы, утверждающие, что прежде всего царь Давид имел в виду духовное состояние человека и способы противостояния духовным врагам, как внешним, так и внутренним.

שקט (шекет) – спокойствие, тишина

Указывает на спокойствие души, спокойствие от внутренних бурь и волнений. Может использоваться как в описании внутреннего состояния человека: «И та сказала: посиди (здесь), дочь моя, пока не узнаешь, как обернется дело, потому что человек этот не успокоится (לֹא יִשְׁקֹט), пока сегодня же не окончит этого дела» (Рут, 3:18), так и в случаях описания наступления мира на земле, после потрясений или войны: «И земля успокоилась (שָׁקְטָה) от войны» (Йеошуа, 11:23).

שאננות (шаананут) – безмятежность, беспечность

«…и возвратится Яаков, и будет жить спокойно (וְשָׁקַט) и безмятежно (וְשַׁאֲנַן), и никто не будет страшить его» (Ирмияу, 30:10). Будет жить потомство Яакова с внутренним спокойствием (шекет), потому что не будет между его потомками ни зависти, ни ненависти, ни грусти. И будет жизнь их безмятежна (шаанан), потому что не будет внешних потрясений.

Сказано в трактате Кидушин (30б): «Какой смысл слов в стихе: “Не будут пристыжены, когда с врагами говорить будут во вратах” (Теилим, 127:5)? И почему мудрецы Торы, о которых идет речь в стихе, называются врагами? Говорит раби Хия бар Аба: “Потому что даже отец, любящий своего сына, и учитель, любящий своего ученика, когда они изучают вместе Тору в одних вратах (в одном доме учения) – превращаются во “врагов” (оппонентов), потому что они задают вопросы, оспаривают точку зрения друг друга, и из-за этого становятся подобны врагам. Однако в конце они становятся любящими друг друга, потому что они спорили не ради того, чтобы победить, а ради того, чтобы достичь истины».

На основании этого отрывка из Талмуда, рав Йоэль Тейтельбойм (Сатмарский ребе) предлагает неожиданное пояснение мидраша, который приводит Раши, что как только Яакову захотелось жить спокойно (לישב בשלוה) – тотчас постигло его несчастье с Йосефом. Он пишет: Яаков не стремился к личному покою, он хотел, чтобы был мир среди его сыновей и покой от Эсава и Лавана, а оба эти состояния находятся в зависимости друг от друга. Сказано в мидраше Танхума: «Посмотрите, насколько велика сила мира, потому что когда в народе Израиля нет раздора, и они объединены, тогда качество суда Всевышнего не касается их».

Яаков знал, что между сыновьями Рахели и Леи существует много противоречий, поэтому он просил у Небес, чтобы эти противоречия были разрешены меду ними, ибо только тогда может быть обеспечен мир от его внешних врагов. Одной из основных претензий братьев к Йосефу было то, что из его снов следовало, что им всем придется кланяться перед ним. Йеуда считался царем, а как царь может кланяться одному из своих подданных? Поэтому после того, как выясняется, что Йосеф выжил и даже стал правителем Египта, сказано, что Яаков посылает именно Йеуду. Зачем? Для того, чтобы он мог уладить все споры и противоречия между Йосефом и братьями, как сказано в Кидушин, что изучающие Тору вначале могут быть врагами, но если их спор во имя Небес, то в конце концов они становятся любящими друг друга. А когда между коленами Израиля вновь будет мир – никакой народ на земле не сможет властвовать над ними.

Поэтому считает Сатмарский ребе, что нужно толковать мидраш так: Яаков хотел жить в спокойствии (לישב בשלוה) – и поэтому произошло несчастье с Йосефом, чтобы внутренние противоречия были выплеснуты наружу, и таким образом, появилась возможность их разрешить. А продолжение мидраша следует читать без знака вопроса: «Мало праведникам уготованного в мире грядущем, так они хотят жить спокойно и в этом мире».


http://www.beerot.ru/?p=8412