Понимание святого языка — Одежды в Танахе

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3032

«И взяла Ривка любимую одежду (בִּגְדֵי) Эйсава, старшего сына своего, которая у нее в доме, и одела Яакова, младшего сына своего» (Берешит, 27:15).

В Танахе слово בגד (бегед) может подразумевать все виды одежд. Адам и Хава, вкусив запретный плод, вдруг почувствовали стыд от того, что они обнажены. Это побудило их сшить себе одежды, чтобы прикрыть свою наготу. Эти одежды, появившиеся в результате первого греха, были свидетельством предательства Адама и Хавы. Слово בגידה (бгида) на иврите означает предательство, измену. Те первые одежды стали свидетельством измены Адама и Хавы, и с этого момента одежда стала называться словом בגד (бегед), имеющим тот же корень, что и слово בגידה (бгида), измена.

לבוש (лвуш) – одеяние. Образовано от глагола ללבוש (одевать). Есть те, кто поясняет, что это слово образовано из двух других слов: לא (ло) – «нет», и בושה (буша) – «стыд». То есть, человек не чувствует себя пристыженным благодаря тому, что нагота его прикрыта одеждами (лвуш).

Нередко слова лвуш и бегед встречаются вместе, как например: «И дал обет Яаков, сказав: если Б-г будет со мною и сохранит меня на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду (וּבֶגֶד), чтобы одеться (לִלְבֹּשׁ)» (Берешит, 28:20).

Слово также применяется для обозначения особых одежд, которые надеваются в особых случаях. Так, о царских одеждах говорится: «А Мордехай вышел от царя вцарском одеянии (בִּלְבוּשׁ מַלְכוּת)…» (Эстер, 8:15).

Царь Шауль правил народом Израиля недолго – всего два года. И все это время он участвовал в огромном количестве военных компаний, как сказано: «И воевал со всеми окрестными врагами своими: с Моавом, и с Амонитянами, и с Эдомом, и с царями Цовы, и с Пелиштимлянами, и везде, против кого он ни обращался, он их побеждал» (Шмуэль 1, 14:47). Чтобы хоть как-то компенсировать женам своих воинов частое отсутствие мужей, царь Шауль одаривал их очень дорогими и красочными нарядами. Поэтому, когда Давид оплакивает смерть Шауля, он говорит такие слова«Дочери Израиля! Плачьте о Шауле, одевавшем (הַמַּלְבִּשְׁכֶם) вас в багряницу и изящные вещи, возлагавшем золотые украшения на наряды ваши (לְבוּשְׁכֶן)» (Шмуэль 2, 1:24).

О траурных одеждах говорится: «И дошел он до царских ворот, так как нельзя было входить в царские ворота во вретище (בִּלְבוּשׁ שָׂק)» (Эстер, 4:2).

כסות (ксут) – одежда, покров. Это слово означает также и одежду, не предназначенную для обычного одевания, а только для того, чтобы накрываться ею.

כיסוי (кисуй) – покрытие. Если же одежду надевают не так, как принято, а лишь прикрываясь ею, то говорится, что это кисуй бегед. Например: «И взяла Михальтерафим (здесь: статую), и положила на постель, а одеяло из козьей шерсти положила в изголовье ее, и покрыла одеждою (וַתְּכַס בַּבָּגֶד)» (Шмуэль 1, 19:13); «Хлеб свой отдает голодному и нагого покрывает одеждой (יְכַסֶּה בָּגֶד)» (Йехезкель, 18:7).

מעיל (меиль) – плащ. Слово указывает на верхнюю одежду, которая не шьется по точному размеру человека, и предназначена для внешнего облачения. Так, цари и важные люди облачались в плащ, который призван демонстрировать их почет и величие. Когда баалат ов (колдунья) вызвала душу пророка Шмуэля, сказала она: «…поднимается старый человек, и окутан он в плащ (מְעִיל (Шмуэль 1, 28:14).

Говорится, что у первосвященника (коэн гадоль) есть восемь одеяний, и что каждое из них искупает разные грехи. Меиль первосвященника искупает грехи, связанные слашон а-ра – злословием. И почему именно плащ? Потому что подобно тому, как плащ указывает на важность человека, так и разговоры человека, находясь снаружи, говорят о его достоинстве или низменности.

מד (мад) – одежда по размеру, обмундирование. В отличии от практически всех видов одежд, мад отличается от них своим точным пошивом, в соответствии с размерами человека, его носящего. Происходит от глагола למדוד (лимдод) – измерять. Как правило, это слово встречается в Танахе при описании военной формы или оснастки. Ведь во время боя или военного похода необходимо, чтобы одежды были максимально удобными и легкими, без лишних элементов. Разумеется, в современном иврите это слово используется для обозначения специальной формы, военной и гражданской –мадим.

Когда Давид готовился выйти на поединок против Голиата, царь Шауль дал ему свои доспехи: «И одел Шауль Давида в [воинскую] одежду (מַדָּיו) свою, и возложил медный шлем на голову его, и надел на него броню» (Шмуэль 1, 17:38). Для описания того, что произошло дальше, Раши приводит мидраш, который не всегда правильно понимают. Говорится, что произошло чудо, потому что форма и доспехи подошли Давиду по размеру, хотя он был ниже Шауля. Многие понимают, что из слов мидраша следует, что форма с доспехами уменьшились до размеров Давида. Однако следует понимать это иначе. Во время помазания царя на престол в него вселяется особый дух царствования, который должен помочь ему в управлении страной и народом. Говорят комментаторы, что от снисхождения на него этого духа сам помазанник становился мужественнее, увеличиваясь в размерах. Поэтому, когда Давид надел доспехи царя, они в точности подошли ему. А ведь до этого говорилось, что не было человека в Израиле, равного Шаулю в росте. Шауль, увидев, что его доспехи подошли Давиду, понял, что его помазали на престол, и тот дух царствования, который покинул его, вселился в Давида. Когда же Давид увидел ужас в глазах царя Шауля, то решил не надевать его доспехи. Он понимал, какие муки тот терпит, и решил не добавлять страданий его душе: «И сказал Давид Шаулю: я не могу ходить в этих [одеждах], потому что не привык. И снял их Давид с себя».

Известна история, произошедшая с равом Элияу Бакши Дороном, когда он был избран на должность главного сефардского раввина Израиля (Ришон ле-Цион). Как известно,Ришон ле-Цион надевает очень красивую восточную одежду –синий плащ и величественный тюрбан на голове. Однажды он был приглашен на торжество, куда решил прийти в этом особом одеянии. Но, войдя в зал, он увидел, что там присутствует еще один великий мудрец Торы, точно в таком же одеянии. Это был рав Овадья Йосеф, да будет благословенна память о праведнике, который занимал должность главного раввина до рава Бакши Дорона. Было известно также, что рав Овадья очень сожалел о том, что его пребывание на этом посту подошло к концу. Что сделал рав Бакши Дорон? Он тут же покинул зал, вернулся к машине, снял с себя эти одежды и вернулся на торжество в обычном костюме. Его спросили, почему он так поступил, ведь эти одежды по праву принадлежат ему. Тогда рав Бакши Дорон ответил: «Этому меня научил царь Давид».


http://www.beerot.ru/?p=21573