ТАНАХ рассказывает — Мегилат Рут — Оставаться верным в любой ситуации

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3238
Книга Рут с комментарием Виленского Гаона

Оставаться верным в любой ситуации

Говорят наши мудрецы, что одним из достоинств царя Давида было то, что он оставался верным Всевышнему в любой, даже самой сложной, ситуации, и всегда принимал на себя любой приговор Свыше.

Одним из самых тяжелых моментов в жизни Давида был бунт, который поднял против него его сын Авшалом. Давид покидает Иерусалим с горсткой верных соратников и когда Цадок, сын первосвященника, приходит к Давиду (и с ним – Ковчег Завета), то царь отвечает ему так: «И сказал царь Цадоку: возврати ковчег Б-жий в город. Если я обрету милость в глазах Г-спода, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и обитель его. Если же Он скажет так: “Не благоволю Я к тебе”, то вот я – пусть сделает Он со мною, что Ему угодно». Давид готов принять любые вердикты, вынесенные ему Всевышним, и он не собирается оспаривать их.

С другой стороны, взглянем на один из самых счастливых моментов в жизни Давида – когда пророк Шмуэль помазал его на престол. Как повел себя Давид? Об этом он написал в Теилим (131): «Песнь ступеней Давида. Г-споди, не было надменно сердце мое, и не возносились глаза мои…». И это после того, как отец и братья двадцать восемь лет считали Давида незаконнорожденным сыном и отправили в пустыню пасти семейные стада – подальше от глаз людских. Многие бы, находясь на месте Давида, задали бы вопрос: «Ну? Кем вы меня считали? Где теперь вы, а где я?». Но Давид свидетельствует о себе, что в тот момент он не только ничего не сказал и не поднял глаза, но даже в сердце своем он не возгордился. Откуда черпал Давид силы, чтобы не возгордиться, когда были для того причины, и чтобы – в другой ситуации – не обратиться с претензией к Всевышнему?

Говорят наши мудрецы, что этим он был обязан своей прабабушке Рут, которая осталась верной не только своему выбору и, прежде всего, Наоми, и не изменила этому в самых сложных ситуациях.

Есть в истории нашего народа две женщины, которые достигли особых вершин, получили от Всевышнего столько, сколько ни одна еврейская мать и не мечтала получить. Это Батья, дочь фараона, и Рут-моавитянка. Батья удостоилась чести зваться матерью Моше, хотя не она родила его, и сказано, что на небесах существует дворец, который в ее честь зовется «Дом матери Моше». Поясняют, что Батья, будучи дочерью фараона, пришла в народ Израиля, когда евреи были рабами ее отца, но при этом она прошла гиюр и не изменила своему решению.

Также и Рут-моавитянка удостоилась чести называться «праматерью царства», матерью дома Давида, несмотря на то, что в роду у царя Давида было много достойных бабушек и прабабушек.

С одной стороны, Рут восхваляют за то, что она, дочь царя Моава, решила приобщиться к народу Израиля, зная, что ее вряд ли ждет жизнь в достатке и шанс на хороший брак. Но несмотря ни на что, постигнув истину, она не отказалась от принятого решения. Но еще больше восхваляют Рут за ее верность своей свекрови и за то милосердие, которое она оказала ей. Наоми потеряла мужа и детей, лишилась имущества. Наверняка в памяти жителей Бейт-Лехема еще не стерлись горькие воспоминания о том, как Элимелех с семьей оставил голодающих евреев, а, стало быть, вряд ли можно рассчитывать на помощь евреев. Рут понимала, что если она оставит Наоми, то скорей всего, ее ждет голодная смерть. Рут готова принести в жертву всю свою жизнь, только бы не оставить на произвол судьбы престарелую свекровь, и Всевышний вознаградил ее тем, что именно от нее произошел царь Давид и род Машиаха.


http://www.beerot.ru/?p=4707