ТАНАХ рассказывает — Мегилат Эстер — «Если Г-сподь благоволит к путям человека, то и враги его смирятся с ним»

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2600

«Если Г-сподь благоволит к путям человека, то и враги его смирятся с ним».

(Мишлей 16:7)

Известно, что Аман, жаждавший уничтожения народа Израиля, был потомком Агага, царя Амалекитян, ненавистника всего святого.

Описывая Амалека, наши мудрецы приводят несколько примеров. Кроме притчи о ванне, наполненной кипящей водой, приводит Раши, в главе Бешалах (17:8), еще одну. После того, как народ Израиля пришел в Рефидим, и не было воды, начали жаловаться евреи, и Моше добывает воду из скалы. В следующих стихах сказано, что пришел Амалек воевать с народом Израиля. Поясняет Раши: «Этот раздел стоит непосредственно за предыдущим стихом, чтобы сказать нам: “Я всегда среди вас и готов удовлетворить все ваши потребности, а вы еще говорите: есть ли Г-сподь в нашей среде или нет”? Вашей жизнью клянусь, что придет Амалек и укусит вас, и вы возопите ко Мне, и узнаете, где Я!»

Есть замечательная притча, которая иллюстрирует это. Человек посадил себе на плечи сына и отправился в путь. Сын заметил какую-то вещь на земле и говорит: «Отец, возьми это и дай мне». И отец дал ему. И так второй раз, и третий. Шел навстречу им человек, и сын спросил у него: «Не видел ли ты моего отца?» Сказал ему отец: «И ты не знаешь, где я?» Сбросил его с себя. Пришел пес и его укусил.

Рассказывается в трактате Гитин (58а). Случилось с раби Йеошуа бен Хананья, что попал он в большой город в Италии (Рим). Сказали ему, что еврейский мальчик находится здесь в заключении. Мальчик с красивыми глазами и миловидный, а волосы собраны в локоны. Пошел и стал возле темницы и произнес (стих из пророка Йешаяу, 42:24): «Кто отдал на разорение Яакова, и Исраэль – грабителям? …» Ответил ему тот ребенок, (процитировав вторую часть стиха): «Разве не Г-сподь, перед которым грешили мы? И не желали они ходить путями Его, и не слушали Тору Его». Сказал раби Йеошуа бен Хананья: «я уверен, что будет он великим мудрецом Торы. Клянусь, что не сдвинусь с этого места, пока не выкуплю его, сколько бы за него не попросили». Так и сделал, выкупив его за большие деньги. Прошло немного времени, и тот ребенок стал великим мудрецом Торы. И кто это был? Раби Ишмаэль бен Элиша.

Что увидел в ответе ребенка раби Йеошуа бен Хананья, чтобы утверждать, что тот станет великим мудрецом Торы? Ребенок всего лишь закончил стих, который начал сам раби Йеошуа. Говорят комментаторы, что главное, что увидел раби Йеошуа, было не знание Танаха наизусть (указывающее на, возможно, обширные знания Торы), а то, что маленький мальчик, наверняка еще не успевший совершить в своей жизни много проступков, в своей беде видит виновным, в том числе, и самого себя. Как следует из стиха пророка Йешаяу, все наши беды мы сами приводим на себя своими грехами.

Когда царь Ахашверош, подталкиваемый Аманом, подписал указ, грозящий уничтожением всему народу Израиля, евреи обвинили в случившемся… Мордехая! «Сначала ты отказывался кланяться Аману, раздражая его тем самым, а теперь – посмотри, к чему все это привело?!» На что отвечал им Мордехай: «Нет, все началось намного раньше, когда говорил я вам, чтобы вы не ходили на пиршество, которое устроил Ахашверош, демонстрируя, что теперь он хозяин Храмовой утвари, но вы не хотели меня слушать. Теперь же не меня вы должны винить, а только себя».


http://www.beerot.ru/?p=4617