Мишлей — Еврейский царь

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

4082

«Притчи Шломо, сына Давида, царя Израиля» (Мишлей, 1:1).

В первом стихе книги Мишлей написано о том, кто являлся ее автором. Из слова «Шломо» мы понимаем, что автором был мудрейший из людей – царь Шломо. В словах «сын Давида» скрывается идея, что Шломо являлся продолжателем дела своего отца, который был особенно знаменит своим благочестием. Далее написано «царь Израиля». И у Давида, и у Шломо были их величайшие достоинства – и в Торе, и в праведности, и в мудрости, и во многом другом. Казалось бы, книга Мишлей никак не связана с тем, что ее автор, Шломо, был царем. Зачем же это подчеркивать в первом стихе?

Следует прояснить, что же такое «царь Израиля», что он собой представляет, каким он должен быть? Это очень важно для понимания, поскольку правление нашим народом посредством царя – это истинное, правильное правление. Все мы каждый день ждем Машиаха – и он будет именно царем Израиля, царем, который станет управлять нашим народом!

В недельной главе Шофтим приводится заповедь «поставить над собой царя». У этого царя есть особая заповедь: уже будучи царем, он обязан написать книгу Торы. Этот свиток должен быть с ним постоянно, и он должен читать его все дни своей жизни, чтобы он учился боязни Творца и чтобы соблюдал и исполнял все слова Торы. Далее подчеркивается еще один аспект: чтобы он не возгордился, не вознесся над своими братьями, и чтобы не отошел от заповедей Творца ни вправо, ни влево.

Распространенное заблуждение нашего времени – общественный деятель настолько занят, что у него не остается времени на изучение Торы. Но ведь, если вдуматься, нет большего общественного деятеля, чем царь! В трактате Брахот Вавилонского Талмуда приводится, что царь Давид учился до восхода солнца, а на восходе к нему уже приходили мудрецы с вопросами о том, как обеспечить всем необходимым народ Израиля. Тора напоминает о том, что царь обязан иметь при себе постоянно книгу Торы, чтобы он постоянно читал ее, чтобы не отходил от нее!

Суть и смысл царского правления народом Израиля – проявить над нашим народом в этом мире то, что каббалисты называют «мидат малхут», буквально «меру царства». Еврейский царь должен раскрыть в нашем народе царство Всевышнего, а раскрыть это можно лишь тогда, когда царь сам полностью подчинен воле Творца. Перед Всевышним он – как ничто, ноль, и всем своим существом олицетворяет собой исполнение Его воли, и несет Тору всему нашему народу.

Понятно теперь, что царь Израиля – это олицетворение Торы, объединяющей весь наш народ. Важно и нужно править лишь по Торе. Отсюда мы видим, что по-настоящему первыми царями были не Давид и не Шауль, а Моше рабейну и Йеошуа бин Нун! Таким образом, в наследовании царской власти мы видим в первую очередь цепочку передачи Торы, как сказано в Пиркей Авот: «Йеошуа получил Тору от Моше». Более того, Тора говорит: «Мною цари будут править».

У царя должен быть «даат Тора», постижение Торы. Необходимость этого вызвана не просто тем, чтобы он сидел и учился в ешиве и решал бытовые проблемы, а чтобы постижение это, проходя через него, помогало всему народу Израиля в целом и каждому отдельному еврею в частности. По-настоящему великие цари – велики в Торе! Мелех Исраэль в первом стихе Мишлей подчеркивает для нас величие царя Шломо – царя, великого в Торе.

Пишет Виленский Гаон, что именно от наших великих в Торе царей можно получить истинные наставления о том, что касается Торы.

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=21553