ТАНАХ рассказывает — Шмуэль — Великая заслуга Эльканы

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1558

«И был один человек из Раматаим-Цофим, с гор Эфраимовых; имя ему Элькана, сын Йерохама, сына Элиу, сына Тоху, сына Цуфа, Эфратеянина» (Шмуэль 1, 1:1).

«…с гор Эфраимовых»

Территория колен Менаше и Эфраима располагается на месте современной Самарии. Южная часть этой территории принадлежала колену Эфраима. Вся эта местность гориста, там практически не встречаются низменности и равнины. Поэтому ее и называют в ТаНаХе горой Эфрамовой.

Левиты, в свою очередь, не имели территории, как отдельное колено, но они проживали среди всех колен, в сорока восьми выделенных им городах. Элькана был левитом, жившим в городе левитов Рама, находившемся на территории колена Эфраима, о чем и сообщает нам стих.

Заслуга Эльканы

«…имя ему Элькана, сын Йерохама, сына Элиу, сына Тоху, сына Цуфа, Эфратеянина»

Сказано в мидраше Шохар Тов, что перед своей смертью Яаков-авину пригласил всех своих сыновей для того, чтобы благословить их.

В книге Диврей а-Ямим, в которой есть краткое параллельное повествование о событиях во всем ТаНаХе, родословная Эльканы приводится целиком, начиная с самого Леви, родоначальника колена, к которому он принадлежал. Почему же в книге Шмуэля приводятся только четверо из предков Эльканы? Из мидраша следует, что, в отличие от Диврей а-Ямим, здесь приведены лишь те имена, которые раскрывают нам его сущность, то есть это не имена, а скорее «титулы». И комментаторы поясняют смысл и намек, заключенные в этих именах.

Говорит раби Йоси бар Авин: «Если ты видишь, что люди рады Торе и хотят ее изучать, то используй этот момент для того, чтобы дать им как можно больше Торы». Раби Шимон бар Йохай говорит: «Если ты видишь, что в народе Израиля ослабло изучение Торы – тогда хватайся за нее, и сам усиленно ее изучай, потому что ты можешь получить награду за всех». Продолжает раби Йоси бар Авин: «Если состарилась Тора в устах твоих – не позорь ее». То есть, если ты не можешь преподнести ученикам слова Торы в живой, интересной форме, чтобы услышанное стало желанным для них, и они хотели слушать еще и еще, то лучше не обучай их, а храни эти слова Торы для себя. Подобное этому говорит мидраш: «Запрещено мудрецу обучать законам общество, пока не будут слова его желанны так же, как желанна невеста для жениха, когда жаждет он слышать каждое ее слово».

Посмотрите на то, как поступал Элькана в то время, когда в народе Израиля стали пренебрегать заповедью посещать Мишкан, а позднее и Храм. И как он смог вернуть весь народ к выполнению этой заповеди (о том, как такое могло произойти, что во всем народе перестали соблюдать одну из заповедей Торы, будет говориться в пояснениях к следующим стихам). И как же он поступал? Говорит мидраш: Элькана поднимался в Шило четыре раза в году. Три раза, как приказывает Тора, и дополнительный раз, приняв это на себя в виде обета. Поднимались он, его жена и сыновья, и все братья и сестры. Элькана говорил им: «Учитесь у идолопоклонников, которые устанавливают обычаи и ритуалы поклонения, хотя это ничего не значит. Тем более мы должны соблюдать наши законы служения Всевышнему, ведь Он – Б-г живой и сущий!» Когда они были в пути, то останавливались на ночлег на улице и беседовали с местными жителями, мужчины – с мужчинами, женщины – с женщинами. Спрашивали люди: «Куда вы идете?» Отвечали им: «В Дом Г-спода, что в Шило, ибо оттуда выйдет Тора и великие деяния. А почему бы и вам не пойти вместе с нами?» Тут же из глаз их начинали литься слезы и, расчувствовавшись, говорили они: «Мы пойдем с вами!»

И так Элькана убеждал людей, пока не поднялись с ним пять семейств. В следующий раз поднялись десять семейств – и так, пока не поднимались с ним все жители селений, находившихся вдоль пути их следования. Каждый год он менял свой маршрут, чтобы убеждать новых и новых людей, пока весь народ Израиля не стал подниматься по праздникам в Шило, чтобы предстать перед Всевышним (мидраш «Тана де-вей Элияу»).

Из этих отрывков видно, как Элькана использовал различные способы, чтобы вывести людей из инертного состояния. Они привыкли не подниматься в Шило, и поэтому, даже когда они давали обещание, что непременно поднимутся в следующий раз, все равно нужно было убеждать их выполнить свое обещание. Они воспринимали голос своего дурного начала: «Да, я обещал, но не успел подготовиться, подзабыл. Ты знаешь, в следующий раз уже точно пойду с тобой в Шило». Поэтому Элькана пару раз проходил через каждое поселение. Когда же на одном направлении после двух-трех раз уже все жители были приучены к выполнению этой заповеди, только тогда Элькана изменял маршрут, и вновь приступал к той же работе, уже с новыми евреями.

Но не только народ Израиля выигрывал от такой тактики Эльканы! И сам Элькана имел возможность укрепить в сердцах своих домочадцев и, прежде всего, своих сыновей, любовь к этой заповеди. Ведь благодаря постоянным изменениям маршрута, его семья была вынуждена обойти практически всю землю Израиля. А это увеличивало интерес не только к самой заповеди, но даже и к дороге. Каждый раз новые лица, новые виды, новые впечатления. Наверняка его дети задолго до приближения праздников с нетерпением ожидали начала нового путешествия.

Так служил Всевышнему Элькана. Нам неизвестно, сколько лет понадобилось ему для того, чтобы вернуть народ Израиля к выполнению заповеди. Наверняка очень много. Но Элькана не испугался того, что он один, как намекает на это стих: «…и был один человек из Раматаим-Цофим…», пока не добился своего. И Небеса не остались в долгу, как говорит мидраш: «Видя это, сказал Всевышний: Элькана, ты обучал народ Мой выполнению заповеди. Я клянусь, что дам тебе такого сына, который будет руководить народом Моим и склонит чашу заповедей на весах суда в сторону заслуг». Отсюда мы учим, что в награду за свои старания Элькана получил великого сына – пророка Шмуэля.


http://www.beerot.ru/?p=10010