ТАНАХ рассказывает — Шмуэль — Передача Торы

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2825

«И был один человек из Раматаим-Цофим, с гор Эфраимовых; имя ему Элькана, сын Йерохама, сына Элиу, сына Тоху, сына Цуфа, Эфратеянина» (Шмуэль 1, 1:1).

Первая буква книги Шмуэля – буква ו (вав) – это союз. Он указывает на связь этой книги с предыдущей книгой в своде книг Пророков – Шофтим (Книга Судей). Раши поясняет, что книги в ТаНаХе и события, в них описанные, расположены не просто по хронологии, но прежде всего, в соответствии с порядком передачи Устной Торы. Моше передал Тору Йеошуа, Йеошуа передал ее старейшинам, а дальше передача традиции продолжалась от одного светоча Торы к другому, пока очередь не дошла до первосвященника Эли, который передал Устную Тору пророку Шмуэлю.

Получается, что первая буква книги Шмуэля не просто соединяет события в истории народа Израиля в соответствии с их хронологией, но, главным образом, олицетворяет преемственность Торы из поколения в поколение.

Ответственность за передачу и хранение Торы очень высока, потому что если будет забыта хотя бы одна алаха, ее уже невозможно будет получить от Всевышнего заново. Рассказывается в трактате Тмура (16а): три тысячи алахот (законов) были забыты в дни, когда народ Израиля скорбел о смерти Моше. Народ, в попытке восстановить забытое, потребовал от Йеошуа обратиться к Небесам, чтобы вернул ему Творец утерянные законы. Ответил Йеошуа народу, что он не вправе сделать это, потому что после того, как Моше получил Тору из уст Всевышнего «Не на небе она, чтобы сказать: “кто взошел бы для нас на небо и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?”» Из этого стиха учил Йеошуа, что мы не можем полагаться на слова пророка или на бат коль (голос с Небес).

Много лет спустя народ Израиля попросил у пророка Шмуэля, чтобы он восстановил утраченные законы путем пророчества. На это Шмуэль ответил им, что из стиха: «Вот заповеди, которые заповедал Г-сподь Моше для сынов Израиля на горе Синай», следует, что только Моше имел возможность учить законы у Всевышнего (путем пророчества), а другой пророк не имеет права ничего обновить или добавить.

[Прим. ред. Однако путем самоотверженного и глубокого изучения самой Торы можно вернуть утраченное, т.к. вся Тора является единым целым. На это намекает Менора, символизирующая Устную Тору (по мнению Нецива из Воложина), которая была сделана из единого золотого слитка. И сказали наши мудрецы (Тмура, 16а), что законы, забытые в дни траура по Моше, вернул Отниэль бен Кназ своим пилпулем – глубоким и утонченным сравнительным анализом Торы (приведено также в Раши на книгу Йеошуа (15:15).]

Рабам в Законах Санедрина (1:3) пишет: «Большой раввинский суд, находящийся в Храме называется Санедрин а-гдола. Количество мудрецов в нем семьдесят один. Самого большого мудреца Торы устанавливают главой над всеми, и он является Рош а-ешива (главой дома учения), все зовут его наси, и он как будто бы находится вместо Моше (под Моше)».

Каков смысл слов о том, что глава Санедрина находится буквально под Моше? Ведь весь народ Израиля стоял у горы Синай и получал там Тору? Это верно, но только о Йеошуа сказано, что ему передал Моше устную Тору, возложив на него ответственность за ее изучение, сохранение и передачу другим поколениям. Йеошуа был главой Санедрина, и после него на каждого главу Санедрина возлагалась та же ответственность (Рамбам в предисловии к «Яд а-Хазака»).

В книге пророка Шмуэля встречаются три мудреца Торы, которые являются звеньями в цепочке ответственных за передачу Торы. Первосвященник Эли был главой Санедрина, а принял эту должность от Шимшона. Эли назначил ответственным за передачу Торы пророка Шмуэля, а тот, в свою очередь, назначил царя Давида.

«А Давид убежал и спасся, и пришел к Шмуэлю в Раму, и рассказал ему все, что сделал с ним Шауль. И пошел он с Шмуэлем, и поселились они в Найоте» (Шмуэль 1, 19:18).

Написано в мидраше: «Несмотря на то, что Давид был напуган преследованием царя Шауля, в ту ночь он изучил у Шмуэля Торы больше, чем умудренный ученик может выучить за сто лет». Поясняют комментаторы, что поскольку речь шла о передаче Торы, а жизни Давида угрожала опасность, была необходимость напрячь все силы для получения знаний от пророка Шмуэля. И еще один важный момент учат наши мудрецы из этого стиха. В каком месте все-таки находились два этих праведника – в Раме или в Найоте? Отвечают мудрецы, что находились они в Раме, а слово Найот происходит от слова ной (украшение), и намекает на нойо шель олам (украшением мира). А что как не Храм является украшением мира? В ту ночь Шмуэль и Давид занимались вопросами будущего Храма. Они смогли вычислить точное месторасположение Храма, было установлено расписание смен коэнов, несущих службу в Храме и многое другое, а также была передана «Мегилат Бейт а-Микдаш» – особый свиток с планом строительства Храма.

Был особенный свиток Храма, который Моше получил на горе Синай от Всевышнего. В нем находился план строительства Храма с подробным чертежом, и этот свиток передавался из поколения в поколение, от одного духовного лидера к другому. Сказано в мидраше: «Всевышний передал Моше на горе Синай Свиток Храма. И из-за важности момента, это было сделано стоя, как намекает на это стих: «Ты же (Моше) здесь стой при Мне…» (Дварим, 5:28). Моше передал этот свиток Йеошуа стоя, как сказано: «И пошел Моше и Йеошуа, и предстали они в шатре откровения» (Дварим, 31:14). Йеошуа передал его старейшинам стоя, как сказано: «И собрал Йеошуа все колена Исраэля в Шхем, и призвал старейшин Исраэля, и начальников его… и предстали они пред Б-гом» (Йеошуа, 24:1). Старейшины передали свиток пророкам стоя. Пророки передали Давиду стоя. Давид передал свиток своему сыну Шломо, как сказано: «А Ты, Г-споди, помилуй меня и подними меня, и я отплачу им» (Теилим, 41:11) (Давид был болен и просил у Всевышнего, чтоб Он дал ему силы поправиться, и чтобы Давид смог передать, как подобает, Свиток Храма своему сыну Шломо).

Все эти слова наших мудрецов были приведены для того, чтобы, перед тем как приступить к изучению книги пророка Шмуэля, немного приоткрыть завесу и попытаться увидеть то, насколько велик вклад пророка Шмуэля в жизнь нашего народа в Земле Израиля, и что сравним он с вкладом Моше и Аарона, как видно из стиха: «Моше и Аарон – священники Его, а Шмуэль – среди призывающих имя Его; призывали они Г-спода, и Он ответил им» (Теилим, 99:6).


http://www.beerot.ru/?p=7375