ТАНАХ рассказывает — Шмуэль — Три заповеди

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1798

В самом начале «Законов царей и войн» (1:1) Рамбам приводит три заповеди, обязанность реализации которых наступает после вхождения в Святую землю. Народ Израиля обязан поставить над собою царя, как сказано: «…поставь над собою царя, которого изберет Г-сподь, Б-г твой…»; уничтожить семя Амалека, как сказано: «…сотри память об Амалеке из-под небес; не забудь»; построить Храм, как сказано: «…к обиталищу Его обращайтесь и туда приходите».

Последовательность выполнения этих заповедей должна быть изначально именно такой, как она приводится в Талмуде (а источником слов Рамбама является трактат Санедрин, 20б). Сперва нужно установить царя, после – уничтожить Амалека, и только после этого – построить Храм. Это требует объяснения, ведь Первый и Второй Храмы были построены, хотя еще не была стерта память об Амалеке, а Второй Храм был построен, когда не было царя. Почему же не следует изменить порядок этих заповедей, ведь при строительстве Первого и Второго Храма это не было реализовано? Потому что все время, пока вокруг идут войны, и пока существует потомство Амалека, на земле не может быть мира, а Храм изначально должен быть построен только во время мира и благоденствия. Ведение же заповеданных войн (милхемет а-мицва), как по уничтожению врагов, угрожающих безопасности народа, так и война с Амалеком, является одной из обязанностей, возложенных на царя (не зря Рамбам расположил эти законы в одной части своего кодекса).

В Пасхальной Агаде за гимном «Даейну» («Нам было бы достаточно») следует отрывок, начинающийся с рассказа о выходе из Египта: «Как же неизмеримо велика должна быть наша благодарность за Его бесконечные благодеяния, оказанные нам! За то, что Он вывел нас из Египта…». Он заканчивается такими словами: «и ввел нас в страну Израиля, и воздвигнул для нас Храм для искупления всех грехов наших». Почему так важно привести упоминание о Храме в Пасхальной агаде, где центральное место занимает выход из Египта?

Сам по себе факт выхода народа Израиля на свободу из Египта еще не означает, что мы достигли подлинного избавления. Пишет Рамбан в предисловии к книге Шмот: «Эта книга – Шмот (Имена) – посвящена первому изгнанию, которое было предречено Творцом, и избавлению. Поэтому она начинается с имен тех, кто пришел в Египет с праотцем Яаковом. Это изгнание не завершилось до тех пор, пока они не достигли такого духовного состояния, что поднялись до уровня своих праотцев. И хотя, покинув Египет, они вырвались из рабства, тем не менее, они все еще считались изгнанниками. Но когда они пришли к горе Синай и построили Шатер Откровения, и Всевышний возвратился к ним, а его Шехина снизошла на них, – тогда они поднялись до уровня своих праотцев. На уровень тех, кто поддерживал сокровенную связь с Творцом, и стали Его “колесницей”. С тех пор и наступило подлинное избавление от изгнания (хотя они находились еще в пустыне и не достигли своей страны). И по этой причине книга Шмот завершается рассказом о том, как после возведения Мишкана его “наполнила Слава Творца”».

Из слов Рамбана видно, что только во время Мишкана (во время существования Храма – тем более) народ Израиля может достигнуть духовного состояния, близкого к уровню наших праотцев, и только такое состояние называется геула шлема – подлинное избавление.

События, с которых начинается книга Шмуэля, произошли после того, как еврейский народ прожил на своей земле триста восемьдесят лет. Прошло так много времени, но ни одна из трех заповедей, о которых говорил Рамбам, еще не была выполнена (о том, почему сложилось такое положение, мы еще скажем подробно и не раз). И вот именно на том временном отрезке, который охватывает книга Шмуэля, произошли события, заложившие основу для реализации этих трех заповедей. Пророк Шмуэль помазывает на престол Шауля, первого царя народа Израиля, потом царю поступает приказ уничтожить амалекитян. Когда же из-за своих проступков царь Шауль был смещен, то новый помазанник Всевышнего – царь Давид – находит место, на котором в будущем будет построен Храм (его сыном, царем Шломо).

Рав Ицхак Минковский из Карлина в книге «Керен Ора» на трактат Назир обращает внимание на интересное явление, связанное с пророком Шмуэлем, которое не встречается больше ни у одного из пророков Всевышнего. Сказано в мидраше, что незадолго до рождения пророка по ночам раздавался бат коль (голос с неба), наполнявший всю землю и провозглашавший, что скоро родится ребенок, и он станет большим праведником, а назовут его Шмуэль.

Власть царя в Израиле должна быть неотъемлемой частью власти Небес. Главная ее цель – это установление власти над силами зла и их порождений и приближение всех к признанию воли Всевышнего. Кто был подготовлен к выполнению этой миссии? Пророк Шмуэль! Он помазал на престол царя Давида, а Давид и его потомки готовы исполнить желание Творца приблизить всех к служение Ему. И поэтому перед рождением верного пророка Всевышнего голос с небес сообщал всем живущим на земле, что скоро придет избавитель!

Пройдет время, и пророк Шмуэль возьмет бразды правления народом Израиля из рук своего наставника, первосвященника Эли, чтобы выполнить возложенную на него миссию, заложив основы для реализации трех великих заповедей.


http://www.beerot.ru/?p=7279