ТАНАХ рассказывает — Шмуэль — Упрек Эльканы

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1808

«Так делал он (Элькана) каждый год, когда ходила она в дом Г-сподень; та досаждала ей, а эта плакала и не ела. И сказал ей Элькана, муж ее: Хана! Почему ты плачешь и почему не ешь? И почему скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (Шмуэль I, 1:7,8).

 Слезы насыщают

Если описываемые события происходили в праздник Шавуот, тогда возникает вопрос: а как Хана могла не есть, ведь это нарушение закона, потому что есть обязанность радоваться в праздники (Шульхан Арух, «Орах хаим», 529:2). И одним из проявлений радости является праздничная трапеза, как говорят мудрецы в трактате Псахим (109а): «Нет веселья без мяса и вина». Так как же Хана могла не есть?

«Мидраш Теилим Шохар Тов» на стих «Стали слезы хлебом для меня днем и ночью, когда говорили весь день: где Б-г твой?» (Теилим 42:4) говорит: отсюда мы учим, что, когда человек плачет от бед, то слезы насыщают его.

Элькана упрекает Хану, объясняя ей, что из-за того, что она плачет, слезы притупляют чувство голода, создавая ощущение сытости. Она не ест и этим нарушает закон, который говорит, что каждый еврей должен радоваться в праздники.

Комментаторы обращают внимание на несколько лишних, на первый взгляд, слов. Трижды в стихе Элькана повторяет вопрос «почему», хотя было бы достаточно задать его один раз, в начале предложения. Есть еще одно «лишнее» слово: «И сказал ей Элькана, муж ее…». Разве читатель успел забыть, что Элькана был мужем Ханы?

 «Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?»

Ответ на первый вопрос находится в мидраше «Псикта Рабати» (43), в котором поясняется, что вопрос «почему» приводится трижды, чтобы напомнить Хане о нелегкой участи праматерей народа Израиля. Ведь они тоже были бездетными, но вели себя иначе. Говорит мидраш: «Когда увидел Элькана, что Хана плачет и не ест, то сказал ей: “Сара, будучи бездетной, разве поступала как ты? Разве плакала дни напролет? Ривка разве так поступала, отягощая себя мыслями о беде. Рахель тоже была бездетна, но разве все время сидела, поглощенная своим горем?”»

«Мидраш Шмуэль» замечает, что не просто так вместо обычного местоимения «я», אני (ани), в стихе использовано другое, более редкое «я» – אנוכי (анохи). В чем разница? Слово ани используется чаще, потому что указывает лишь на самого человека, без указания на его сущность. Слово анохи может подразумевать достоинства, которыми обладает человек или же описывать его духовный уровень. Поскольку слово анохи носит духовный характер, то в обращениях Самого Всевышнего Тора использует слово анохи – Я. В нашем стихе также использовано слово анохи, потому что Элькана вслед за упреком пытается утешить Хану. Он прекрасно понимает, что бездетность является причиной слез жены, и что просто слова утешения не помогут. Элькана говорит Хане, что у нее есть огромные заслуги перед Небесами. Ведь он, Элькана, один из духовных лидеров народа Израиля, один из важнейших пророков. Но такими не рождаются, такими становятся. И в том, что он добился всего этого, и что мог уделять много времени для изучения Торы, есть, прежде всего, заслуга его жены – Ханы. Без ее помощи он не смог бы достичь таких духовных высот. Поэтому говорит Элькана анохи: есть заслуги перед Всевышним [Который сказал на горе Синай: «Я (Анохи) Г-сподь Б-г ваш, Который вывел вас из земли Египетской» (Шмот, 20:2)], которые важнее, чем десять сыновей, которые есть у Пнины.

 Искусство упрека

Для чего же нам напоминают в стихе, что Элькана – муж Ханы? Отвечают комментаторы, что это должно показать нам, как следует увещевать ближнего. Элькана делает это в мягкой форме, пытаясь утешить свою жену. Элькана очень осторожен, чтобы отдалить ее от нарушения, но при этом не причинить дополнительных страданий. Пишет Рамбам в «Илхот Деот» (6:7): «Когда видит еврей, что другой грешит, или что ходит неправильными путями, то должен постараться вернуть его на праведный путь и сообщить ему, что он грешит. …Однако должен говорить с ним осторожно, приятным и мягким языком, и сообщить ему, что делает это лишь ради него самого, чтобы мог он удостоиться жизни в будущем мире». Также сказано в книге «Шаарей Аарон» (Ваикра, 19:17): «Знай, что когда один человек увещевает другого, и тот чувствует, что его товарищ делает это не просто из-за злобы, а, прежде всего, из любви к нему и ради его же пользы, – именно такой упрек способен повлиять и принести пользу».

В стихе подчеркивается, что Элькана – муж Ханы, чтобы показать нам, что он, прежде всего, был любящим мужем, и свой упрек делал в соответствии со всеми предосторожностями. С одной стороны, он хотел побудить ее к правильному поступку, но при этом ни в коем случае не причинить ей дополнительных страданий.


http://www.beerot.ru/?p=16116