ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ — «Ушли в землю ворота ее…»

«Ушли в землю ворота ее…»

 «Ушли в землю ворота ее – разбил и сломал Он затворы ее; царь ее и сановники ее – среди чужих народов; не стало Торы, и пророки ее не обретают видений от Г-спода» (Мегилат Эйха, 2:9).

В трактате Кидушин приводится история об Авими, которому, в заслугу щепетильного отношения к заповеди «Уважай отца и мать свою», открылся смысл первого стиха из Теилим (79), который начинается такими словами: «Восхваление от Асафа. Б-же, пришли народы в удел Твой, осквернили Храм святой Твой, превратили Йерушалаим в руины». До толкования Авими не было ответа на вопрос, почему Асаф назвал свои стихи «восхвалением», ведь в них говорится о разрушении Храма? Было бы правильно назвать эти стихи «плачем Асафа»! Какой же смысл открылся Авими?

Раши объясняет, что за преступления народу Израиля полагалось намного большее наказание, чем изгнание, но Всевышний, разрушив Храм, направил Свой гнев не на народ, а на камни. В этом видится великая милость Всевышнего, и этому следует радоваться.

У авторов Тосафот есть свое объяснение. Есть мидраш Шохар Тов Теилим, в котором говорится что свою песнь Асаф сказал на стих из Мегилат Эйха (2:9): «Ушли в землю ворота ее – разбил и сломал Он затворы ее…».

Сказанное в стихе похоже на историю с одной служанкой, которая, пойдя черпать воду, уронила в водоем свой кувшин. Служанка очень сожалела о потерянном кувшине, но вдруг пришла служанка царя, и также нечаянно уронила свой кувшин. Вот только кувшин царской служанки был золотым. Тогда стала радоваться первая служанка. Сказала она: «До сих пор я была уверена, что мой кувшин утерян навсегда, ведь он не очень дорогой, и никто не станет тратить свои силы и время на то, чтобы вытащить его со дна водоема. Теперь же, когда  золотой кувшин тоже оказался на дне, наверняка придут царские слуги, чтобы вытащить его, а вместе с золотым вытащат и мой кувшин». Так и община Кораха была поглощена в глубины земли, но когда они увидели, что врата ушли в землю, начали от радости воспевать это. Сказали они: «Тот, Кто опустил в землю эти ворота, Он же и поднимет их отсюда». Добавляют Тосафот, что Асаф не случайно сочинил эти строки, ведь он был потомком Кораха.

Но кто сказал, что когда будут поднимать ворота, то и сыновья Кораха смогут подняться вместе с ними? Когда царь Шломо хотел внести Ковчег Завета в Храм, врата Храма не открывались. Сказал им Шломо: «Поднимите, врата, главы ваши, и возвысьтесь, двери вечные. И войдет Царь славы». Решили двери, что Шломо называет себя царем славы и хотели раздавить его. Тогда продолжил Шломо: «Кто это Царь славы? Г-сподь сильный и могущественный…». Когда услышали врата, что речь идет о Всевышнем, тут же встали на место и открыли вход для внесения Ковчега Завета. Сказал Всевышний: «Вы оказали Мне честь, поэтому Я обещаю вам, что когда будет разрушен Храм, вы останетесь целыми и будете захоронены в земле».

Говорится в «Тана де-Вей Элияу», что Асаф получил пророчество, в котором видел не только как будут спрятаны в землю врата Храма, но и как они будут оттуда возвращены. Но кто сказал ему, что Корах и его люди смогут выбраться вместе с теми вратами наверх? Отвечают комментаторы, что Асаф смог выучить это из отношения Всевышнего к самим воротам. Если врата будут извлечены из земли за то, что они оказали почет Всевышнему, лишь услышав о Нем, то разве не сделает это Всевышний с Корахом, который так много оказал почета Ему, когда в пустыне он носил Ковчег Завета на собственных плечах.


http://www.beerot.ru/?p=4361