ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ — Ваэра — казни

«Раби Йеуда разбивал 10 казней на три группы: ДаЦаХ, АДаШ, БАХаБ» (Пасхальная Агада).

ДаЦаХ: 1. дам (кровь), 2. цфардеим (лягушки), 3. киним (вши).

АДаШ: 4. аров (звери), 5. девер (падеж скота), 6. шхин (язвы).

БаХаБ: 7. барад (град), 8. арбе (саранча), 9. хошех (тьма), 10. бхорот (первенцы).

Десять египетских казней вместе с предупреждениями и перерывами длились около года. Но какая необходимость была в столь длительном испытании для Египта?  Очевидно, что если бы Всевышний хотел вынудить египтян отпустить евреев на свободу, то можно было бы реализовать одну казнь, но очень длинную и жестокую, пока цель не была бы достигнута – получено разрешение на выход. Комментарий «Кли Якар» к главе Ваэра утверждает, что количество казней, их последовательность и разделение на три группы было не случайным. Какую же цель это преследовало?

В те далекие времена среди людей существовали три основных типа отрицания основ веры.

Первый тип – идеология, похожая на современный атеизм. Последователи этой идеологии утверждали, что мир был всегда, никто его не создавал. Он сам развился или произошел от взрыва.

Группа вторая считала, что Б-г есть, и Он создал этот мир. Но с тех пор Он не вмешивается в происходящее. Эту позицию они облачали в теорию «Величия Творца», что Он велик и возвышен, и не в Его чести заниматься происходящим в нашем низменном мире. То есть последователи этой группы отрицали существование «ашгаха пратит», Б-жественного наблюдения и руководства за всеми творениями.

Третья система взглядов заключалась в отрицании единства Всевышнего. Мир, разумеется, был создан Творцом, и Он контролирует все, что происходит, но Он не один, и в управлении миром участвуют дополнительные силы.

Говорят комментаторы, что Всевышний послал на египтян десять казней (по три в каждой группе) чтобы развеять эти заблуждения и научить весь мир, в Кого подобает верить.

Перед каждой группой из трех казней следует стих, указывающий на проблему, которой будут заниматься три следующие казни. Так, первый цикл, цикл обучения вере в Творца, предваряет стих: «Так сказал Г-сподь: из этого узнаешь, что Я Г-сподь. Вот я ударю посохом, который в руке моей, по воде, что в реке, и она превратится в кровь» (Шмот, 7:17). Атеистам требуется доказать, что Б-г есть, и первые три казни своим содержанием доказывают это.

1. Кровь. Превращение воды в кровь является изменением природы и указывает на то, что есть сила, властвующая над природой и способная изменить ее. К тому же, было символично, что божество, за которое египтяне принимали Нил, оказалось пораженным.

2. Жабы. Размножение жаб (или одной жабы) вопреки всем законам природы и вновь поражение египетского божества.

3. Вши. После этой казни даже чародеи пришли к выводу, что это сделала рука Всевышнего.

Фараон и его народ убедились, что Б-г есть, и теперь можно подниматься на следующий уровень. Второй группе казней предшествует стих, поясняющий, чему на этот раз будут учить идолопоклонников, считавших, что Всевышний находится на небесах и не вмешивается в происходящее на земле. «… и узнают, что Я Господь среди земли» (Шмот, 8:18).

4. Звери. Звери наполнили всю землю Египта, но в земле Гошен, где проживали евреи, их не было, а это говорит о том, что Всевышний контролирует события на земле и различает между смежными областями.

5. Эпидемия. Вновь видно отличие между смежными областями. У египтян домашний скот погиб, а у их соседей евреев – не пострадал.

6. Язвы и нарывы. Тот же принцип: у египтян есть, а у евреев нету.

Третью группу надо было научить тому, что на свете есть только один Б-г. Эти три казни открывает стих: «… дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле» (Шмот, 9:14).

7. Град. Для тех, кто считал, что есть много божеств, властвующих над разными силами или стихиями, пришел град, внутри которого полыхал огонь. Вода и огонь, объединенные в одно целое, не способные сосуществовать в обычных условиях, указывают на власть одной силы – Всевышнего – над всем в мире.

8, 9 и 10 казни демонстрируют, что Всевышний властвует над ветрами, которые приносят и уносят саранчу, над светом и тьмой, и над жизнью и смертью, как это реализовалось в казне первенцев.


http://www.beerot.ru/?p=4712