ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ — «И [вот] эти законы, которые изложишь перед ними»

Дата: | Автор материала: Рав Ашер Вайс

1567

Недельная глава «Мишпатим»

«И [вот] эти законы, которые изложишь перед ними» (Шмот 21:1)

Первый Раши на нашу недельную главу говорит так: «…слово “ве-эйле” (и эти) присоединяет сказанное сейчас к сказанному до этого, чтобы научить нас, что, как десять заповедей (о которых говорится в предыдущей главе «Итро») были даны на Синае, так и эти заповеди (главы «Мишпатим») были даны на Синае».

Не совсем понятно, что Раши пришел пояснить, ведь то, что вся Тора была дана на Синае и так все знают!?

Раши в Торе поясняет, что хуким (установления) — это законы Всевышнего, которые не понятны человеку и которые мы должны принимать какими они есть.  А вот мишпатим (законы) – это законы, которым разум находит логическое объяснение. Хуким – находятся в разделе заповедей, охватывающих отношения между Всевышним и человеком, как например запрет ношения шаатнез, или запрет сеять килаим.  Мишпатим же находятся в области заповедей касающихся отношений между людьми.

Такое определение может создать ошибочное мнение, что лишь хуким – это Б-жественная Тора, а мишпатим – это просто законы человеческих отношений, естественное стремление людей к порядку и справедливости.  Приходит Раши и говорит, что, как хуким даны на Синае, так и мишпатим даны на Синае, и что Тора пришла научить мир этому, а не подтвердить те правила, к которым человечество могло бы прийти своим разумом.

В мидраше «Берешит Раба» приводится притча о том, что мироздание происходило подобно строительству здания. Тот, кто строит здание, пользуется чертежами, а чертежом мира является Тора.  И так сказано в книге «Зоар»: «Всевышний смотрел в Тору и по ней создавал этот мир». Мир построен на основах, заложенных в Торе и если сегодня человечество отвергает воровство, то это не потому что разум человеческий отвергает его, а только потому, что так написано в Торе. И лишь в силу того, что Всевышний провозгласил – «Не прелюбодействуй», разврат стал восприниматься, как вещь отвратительная.  Как у заповедей Торы, так и у всемирной морали и этики один источник – Всевышний. И как Песах, Маца и Марор, Шабат и Йом тов, Сука и Лулав – очищают, освящают и возносят человека, точно так же прямота человека в имущественных вопросах, к которой призывают заповеди из главы «Мишпатим» – очищают, освящают и возносят человека.


http://www.beerot.ru/?p=3540