ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ — Введение в ТаНаХ — Пророки

Введение в ТаНаХ

«Обильные потоки комментариев и толкований, устремляющихся время от времени по руслам рек «Пророков» и ручьям «Писаний», рождающиеся и произрастающие на горах наших Священных Писаний, сами по себе являются доказательством того, что души людей, жаждущих понять смысл написанного в ТаНаХе (Тора, Пророки и Писания), не находят удовлетворения лишь только в уже существующих комментариях. Поэтому, одолеваемые жаждой, идут они и роют колодцы, чтобы найти живую воду (новые комментарии), которая поможет понять глубины и постичь тайны, заключенные в Священных Писаниях».

Так начинается предисловие Мальбима к его комментарию на ТаНаХ, комментарию, который по праву считают одним из лучших. Со времен великого Мальбима (раби Меир Лейбуш бен раби Йехиэль Михель) прошло более ста лет, и если тогда он видел необходимость в своих комментариях, которые могут помочь евреям еще глубже понять написанное в Пророках и Писаниях, то разве не будет такое утверждение актуально и в наши времена!?

Мы постараемся в нашей новой рубрике приводить различные комментарии на ТаНаХ, принадлежащие множеству великих Мудрецов Торы, живших в разные эпохи, включая Мудрецов Торы, живущих в наше время.

Было бы правильно привести несколько вводных пояснений, которые помогут точно представить структуру ТаНаХа, причину порядка расположения книг в сводах Пророках и Писаний, по какому принципу отбирались книги, и кто были их авторами?

Сколько пророков и пророчиц пророчествовали народу Израиля?

В начале книги Шмуэля сказано так: «И жил один человек из Раматаим-Цофим, а имя его Элькана…». В трактате Мегила (14:1) так толкуют этот стих. Раматаим – это не название места проживания Элькана, потому что больше нигде в текстах, не встречается такой город. А что же это за слова? Это намек на то, что Элькана был самым важным из двухсот пророков, живших в его поколении. (Буква ר – рейш – в слове Раматаим слышится и как «рош» (голова или глава), оставшиеся буквы слова звучат как «матаим» – двести, а слово «Цофим» (наблюдающие или ясновидящие) намекает на пророков. Вот и получается: Рош Матаим Цофим, из чего следует, что Элькана был главным пророком среди двухсот живших в его поколении.

Также в Мидраш Раба говорится, что количество пророков в народе Израиля было вдвое больше, чем вышедших из Египта. Из этого следует, что на протяжении всего времени, когда пророчество еще снисходило на избранных Всевышним, в народе Израиля были миллионы пророков!

На это задает вопрос Талмуд: но ведь сказано, что на протяжении всей истории еврейского народа было только 48 пророков и 7 семь пророчиц? На это отвечает Талмуд, что их было намного больше, но в свод Пророков были включены нашими мудрецами только 48 пророков и 7 пророчиц, пророчества которых останутся актуальными до конца дней, а также такие пророчества, из которых мы можем выучить алахот (законы) и мусар (еврейскую мораль и этику), а также те, которые смогут побудить нас к тшуве (раскаянию).

В следующем выпуске мы, с Б-жьей помощью, расскажем о принципе, который использовался Мужами Великого Собрания при составлении порядка ТаНаХа, а также осветим тему «Кто является пророком, и какая разница между Пророчеством (Невуа) и Духом Пророчества (Руах-а-кодеш)».


http://www.beerot.ru/?p=3579