«А теперь, Израиль, чего Б-г, Всесильный твой, требует от тебя?»
Спрашивают комментаторы, что означает «там будет ваша могила»? Ведь было бы правильнее сказать «здесь будет ваша могила». Тем не менее, есть такая могила, которая называется «там».
Как-то раз пришел к Хафец Хаиму один богатый еврей с предложением выгодной сделки: «Есть у меня шесть сыновей, и вот что я хочу сделать. Разделю в завещании свое имущество на семь частей, посчитав себя, как одного из сыновей. Шесть частей достанутся наследникам, а свою, седьмую часть, я хочу пожертвовать Хафец Хаиму, чтобы тот учил мишнает за возвышение моей души после смерти».
К великому изумлению и огорчению богача Хафец Хаим дал ему два совета: деньги, которые ты приготовил, чтобы пожертвовать после смерти – пожертвуй сейчас, еще при жизни. И второе: зачем тебе ждать, что кто-то будет учить мишнает за возвышение твоей души? Пока ты жив – учи сам!
Рав Яаков Галинский учился в ешиве в Белостоке (Польша). Однажды он захотел поучиться в одиночестве и в тишине. Он пошел в одну синагогу, в которой не было людей между молитвами. Но когда зашел в ту синагогу, то вдруг услышал голос, доносящийся из дальнего угла. То был приятный голос еврея, повторяющего слова Талмуда: «Сказал Шмуэль раби Йеуде, своему ученику: “Шинена (сильный и знающий ученик) хватай! Хватай! Хватай! Хватай! Хватай! Хватай и ешь! Хватай и пей! Потому что мир, из которого мы должны будем уйти, похож на свадьбу (веселье которой быстро проходит)”» (Эрувин, 54а).
Рав Яаков стоял, как завороженный. Услышанные слова, проникли вглубь сердца. Он поинтересовался, кто был тот человек, которого он застал в пустой синагоге. Выяснилось, что это был рав Яаков Исраэль Каневский, гаон Стайплер. И все мы знаем, как он реализовывал то, что учил тогда. Всю свою жизнь он хватал и хватал все новые и новые части Торы, пока не стал одним из величайших мудрецов в своем поколении.
Говорится в стихе: «А теперь, Израиль, чего Б-г, Всесильный твой, требует от тебя?» (Дварим, 10:12). Поясняет Мидраш, что в слове «теперь» заключен намек на тшуву, раскаяние в грехах. Тшуву нужно делать немедленно, не откладывая. Начать нужно уже сейчас – с решения, каким будет наш следующий год, чем мы должны наполнить его!