ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ — Шмот — Лашон ара

«И спустился он в Египет, принужденный словом…»

Эти слова в Пасхальной Агаде трактуют по-разному: принуждение словом Всевышнего; а также принуждение людским злословием (лашон а-ра) к спуску в Египет.

1. Начало ухода в египетское изгнание было связано со злословием. Йосеф доносил отцу на братьев, и это стало причиной его продажи в Египет, а после и прихода туда всей семьи Яакова (Сфат Эмет).

Фараон назначил Моше заведовать стройками империи. Во время одного из визитов к своим собратьям Моше видит, как египтянин избивает еврея и убивает его. На следующий день Моше делает замечание ссорящимся евреям, а те тут же доносят на Моше властям. Сказал тогда Моше: «Всегда мне было непонятно, за что Всевышний наказывает евреев такими тяжелыми работами. Но теперь, когда я вижу, что в Израиле есть доносчики и злословящие, это обстоятельствовсе мне объясняет (Ялкут Шимони).

Спросил Моше: «Почему Всевышний открылся в пламени тернового куста?» Потому, что даже, когда огонь беды горит вокруг, евреи готовы колоть друг друга, как шипы терновника… И главная причина пребывания евреев в изгнании — это зависть и ненависть, встречающаяся среди них. Когда же выходит огонь раздора, отцы разжигают его, а сыновья подбрасывают дрова. Поэтому они (евреи) горят, объятые пламенем Всевышнего (Кли Якар).

Говорит Раши, что не случайно одним из знамений, которые дал Всевышний Моше, была рука, пораженная цараат. Моше сказал о народе Израиля лашон а-ра, усомнившись в том, что евреи не поверят его словам. Поэтому Всевышний дал ему знак, напоминающий о наказании цараат тем, кто говорит лашон а-ра.

В тоже время сказано в Ваикра Раба, что в заслугу четырех вещей народ Израиля вышел на свободу: в заслугу того, что не изменили своих имен, языка и одежды, и того, что не было среди них говорящих лашон а-ра. Как только евреи исправили грех лашон а-ра, сразу же Всевышний вывел их на свободу.

Дыхательное горло и пищевод как у животных, так и у человека, называются симаним (признаками). Говорит раби Цадок а-Коэн из Люблина, что это не случайно. Если у животного такое название дыхательного горла и пищевода можно объяснить, тем, что по ним можно определить, было ли животное правильно зарезано или нет, то как это объясняет, что и у человека эти органы также называются симаним? Говорит раби Цадок, что эти два канала ответственны за все, что входит в человека и что выходит из него. И если он употребляет в пищу только кошерную еду, и не произносит лашон а-ра при разговоре – это является симаном (признаком) добропорядочности еврея.

2. Говорят наши мудрецы, что если ты видишь какую-то тему или историю, расположенную в определенном трактате и, на первый взгляд, не имеющую к нему прямого отношения, знай, что нет случайностей. И если составители Талмуда расположили здесь эту тему, то должна быть и связь с общим замыслом. Только нужно ее найти.

Рассказы о разрушении Храма находятся в трактате Гитин, занимающимся вопросами развода. Какая здесь связь?

В Песне Песней царь Шломо сравнивает отношения Всевышнего и народа Израиля с отношениями мужа и жены. Когда отношения супругов не складываются, то дают развод. Поэтому разрушение Храма, которое можно сравнить с разводом супругов, расположили в трактате, занимающемся вопросами разводов.

В трактате Псахим рассказывает гемара о теме, связанной с чистотой и святостью речи человека. Сказал Раби Егошуа бен Леви: «Пусть никогда человек не произносит устами своими слова с отрицательным оттенком. Ведь видим мы, что в главе Ноах Тора не называет непригодных в пищу животных “тмеим”, а говорит “животное нечистое”». То есть, если ты можешь использовать более чистые слова, то лучше использовать их.

чПочему же в трактате Псахим расположили темы, связанные со злословием (лашон а-ра)?

Это было сделано из-за прямой связи между выходом из Египта и злословием. Народ Израиля попал в египетское изгнание из-за греха лашон а-ра, а смог выйти из него в Песах, когда исправил эту проблему.


http://www.beerot.ru/?p=4704