Когда выйдешь на войну…

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Ноах Березовский

682
казнили мечом

Из книги Нетивот Шалом

«Когда выйдешь на войну против врага твоего, и предаст его Г-сподь Б-г твой в руку твою и захватишь пленных…» (Дварим, 21:10).

Комментаторы указывают на то, что Тора говорит «когда выйдешь на войну» вместо, казалось бы, более уместного «когда будешь ты воевать». Также следует заметить, что слова «против врага твоего» (а не просто «против врага») намекают на определенного, известного врага. Требуют объяснения и слова «и предаст его Г-сподь Б-г твой в руку твою», не имеющие отношения, на первый взгляд, к заповеди о «прекрасной пленнице». Ведь можно было сказать лишь «когда выйдешь на войну против врага твоего и захватишь пленных».

Нужно отметить, что в этих главах Торы, которые мы читаем в месяце Элуль, трижды упоминается выход на войну.

«Когда выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы…» в конце главы Шофтим, здесь, в главе Ки Теце: «Когда выйдешь на войну против врага твоего…» и далее: «Когда выйдешь лагерем против врага твоего…». Говорится в Зоаре и святых книгах, что Тора намекает на извечную войну, которую ведет еврей со своим заклятым врагом – злым началом. И в этом месяце – месяце раскаяния – следует знать, что все наше существование на земле – ради войны с этим врагом. Поэтому сказано «когда выйдешь» – когда выйдет, спустится душа из Высших миров (мира душ) в нижний мир, полный опасностей и вожделений.

«Когда выйдешь» – как только покинет душа Высшие миры, цель ее – «на войну против врага твоего».

Сразу же следует вступить в войну, чтобы достичь того, ради чего душа спустилась в мир. Ведь вся цель души в нашем мире – выполнить миссию, возложенную на нее Всевышним. Все созданное Творцом создано ради того, чтобы выполнить Его намерение и, тем более, еврейский народ – «чтобы войти в завет Г-спода Б-га твоего и в заклятие Его…», находится в мире с высшей миссией, ради войны с врагом.

Так говорил господин наш и учитель, да защитят нас заслуги его, о стихе (Берейшит, 45): «А теперь, не вы послали меня сюда, а Б-г», и так должен относиться еврей ко всем делам этого мира, ко всем страстям его и вожделениям: «не вы послали меня сюда» – не ради вас спустилась душа моя в этот мир, «а Б-г» – а только ради воли Его, Благословенного.

И так же написал святой праведник рабби Элимелех из Лиженска («Цетл Катан»), что все предназначение человека в нашем мире – сломить свою природу.

Святой Старец из Слонима сказал, что день, в который еврей не сделал ничего назло своему дурному началу, не в счет дней жизни, он пропал впустую. Ведь вся миссия еврея в нашем мире – «война с врагом твоим». И если не сделано ничего в этой войне – ничего не сделано в этот день.

Поэтому сказано «против врага твоего» – на известного тебе врага.

И как говорили наши святые наставники, у каждого человека есть его особенное предназначение, которое ему надлежит исполнить, ради которого он пришел в мир. Узнать об этом предназначении можно, найдя то, в чем дурное начало наиболее противится человеку всеми силами. Здесь его личный враг, здесь то, что ему надлежит исправить, здесь в основном ему вести войну!

Как говорил об этом святой рабби из Калиска, что на войне нужно не только уметь стрелять, но и попадать в цель, чтобы не стрелять куда попало и не тратить патроны зря. Человеку следует направить все свои силы на войну со злым началом именно там, где оно в особенности противостоит ему. Иначе, как говорят наши святые наставники, может быть, что еврей все дни жизни своей проведет в Торе и служении Творцу, а когда вернется в Высший мир, спросят его: что же сделал он на земле? Ведь собственно то, ради чего спустилась душа его на землю, он не исполнил.

Об этой главной войне человека сказано «когда выйдешь на войну против врага твоего».

И, как говорится в святых книгах, преодолеть этого врага невозможно, кроме как путем самоотверженной борьбы. Как солдаты, выходящие на войну, идут, готовые к самопожертвованию, так и тот, кто выходит на войну против «врага твоего», должен быть готов к борьбе с полной самоотдачей.

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=51339