Голос, звучащий в святости — Как самое чистое масло

Дата: | Автор материала: Рав Йекутиэль Йеуда Альберштам

2080

«И ты прикажи сынам Израиля, чтобы доставили они тебе чистое оливковое масло… для освещения – чтобы зажигать светильник, горящий постоянно» (Шмот, 27:20). Мудрецы говорят, что в этой главе не упоминается имя Моше Рабейну, в отличие от всего остального Пятикнижия с момента рождения Моше. И это потому, что он сказал: «Сотри меня из книги Твоей» (Шмот, 32:32). На первый взгляд, следовало бы убрать упоминание о Моше из одной из глав, следующих за главой Ки Тиса, где и приведены эти слова Моше Рабейну.

Вначале приведем то, что подмечает «Бааль а-Турим»: слово ве-нишма упоминается в Танахе три раза. Один из них здесь: «ве-нишма коло бе-воо эль а-кодеш» («и будет слышен звук [колокольчиков на мантии], когда он [Аарон] будет заходить в Святилище»); другой (Шмот, 24:7): «коль ашер дибер Ашем наасе ве-нишма» («Все, о чем говорил Б-г, сделаем и услышим»); третий (Эстер, 1:20): «ве-нишма питгам а-мелех» («и будет оглашен указ царя»). Видится, что тут есть намек на сказанное мудрецами (Кидушин, 40б): «Изучение Торы приводит человека к ее полноценному исполнению». Разобрав этот вопрос, мы поймем, какие условия необходимы, чтобы Тора, которую мы изучаем, привела нас к совершенству наших деяний.

У нас перед глазами множество примеров людей, которые считают, что учатся, а потом их образ действий вызывает недоумение (у них же самих, в частности): где же их Тора, почему она не привела их к соблюдению?! Вроде бы они учат и хасидут, и мусар – вещи, пробуждающие душу и вдохновляющие на служение Творцу всем сердцем, – и владеют изученным материалом. Нет сомнения в словах мудрецов, все наши души были на Синае, – так где же результат? Нет речи о намеренном преступлении Воли Творца, но лень, легковесность, бездумье влекут за собой оплошности и проступки… Что же дает человеку учеба, где содержание его жизни, разве он безнадежен?

Сказано, что тот, у кого есть на Тору только строго отведенное время, назван расторгающим союз, как сказано: «Время делать для Г-спода?! Расторгли союз с Торой!» А на самом деле Торой надо заниматься непрестанно, не отвлекаясь вообще. Тогда, возможно, смилостивится и сжалится Творец, и Тора приведет человека к соблюдению. В книге «Зера Кодеш» сказано следующее. Произнося букву мем, человек должен закрыть рот в начале произнесения и в конце. Мишна – все шесть разделов – начинается на букву мем (Ме-эйматай в начале Брахот) и заканчивается на букву мем (ба-шалом в конце Укцин). Хотели научить нас мудрецы, что помимо собственно учебы рот должен быть закрыт. Всякие разговоры вредят, кроме слов Торы. А когда дурное начало (йецер) вклинивается между этими двумя буквами мем, когда Тора перемежается пустыми разговорами, получается Мицраим – Египет (мем, буквы словайецер и еще мем). Как такая Тора приведет человека к совершенству поступков? Ведь если человек не удостоился, Тора становится ему не лекарством (от дурного начала), а ядом.

Мудрецы сказали: «Старцы-невежды, чем больше старятся, тем их мышление больше спутывается». Известно, что «закен – зе кана хохма»: старцем называется тот, кто приобрел мудрость. Как же может быть старец-невежда (ам а-арец)? Но дело в том, чтоам а-арец (дословно: «человек земли») полон земного, материального, и весь его вкус к жизни в этом. Да, он учится, он даже много знает, но он полон вожделений. Нельзя «ухватить канат с двух сторон». Тора уподоблена стеклянной и золотой посуде: трудно приобрести и легко утратить. Если хочешь удостоиться Торы, оставь посторонние устремления, переполнись любовью к ней днем и ночью. Свет Торы благотворно влияет на человека, только если он занимается ей постоянно, «не проходит четыре локтя» без нее. Этот подход помогает на практике – а то много разных советчиков со своими системами в учебе, чудодейственными экспресс-методами и прочей профанацией. Об этом сказано: «хорош удел человека, который не ходил по советам злодеев… но к Торе Г-спода его стремление, и его Торой занимается днем и ночью». Вот такая Тора дает улучшение мыслей и дел.

Безусловно, «дело не только в количестве, но и в качестве», в настрое, с которым он учится. Открывая книгу, пусть попросит Творца, пусть помолится о спасении своей души из плена скверны и грязи. «Царство Твое надо всем (коль) властвует», гематрияколь – 50, как количество всех ступеней скверны. Все они будут преодолены, с Б-жьей помощью, – если человек учится с чистыми намерениями, ради самой Торы. А если его интересует самоутверждение или унижение других учащихся, или какие-то шкурные интересы – Б-же упаси – Тора будет ему ядом! Ведь чудовищное падение Ахера (раби Элиши бен Абуйи), как говорится в Иерусалимском Талмуде, имело корни в намерениях его отца Абуйи. На брит сына он пригласил мудрецов, и те сели учиться, и их окружило пламя. Хозяин стал опасаться пожара, они же объяснили ему: наши слова Торы наполнены радостью, как во время их Дарования на горе Синай. Потому и пламя. Это побудило отца отправить Элишу учить Тору, но его побуждение было не ради Небес, и получилось нехорошо. Ужасно! А что же делать нам, сиротам, детям сирот, в поколении, полностью вовлеченном в погоню за деньгами и заботу, как бы произвести впечатление успешных и довольных людей?! Отравленные плодами такой недобросовестной учебы, «старцы-невежды» своим спутанным разумом начинают выискивать в Торе ложные, противоречащие ей же самой трактовки. Только когда «он стремится к Торе Гспода» и занимается ею постоянно – избежит всего этого, и пойдет ему Тора на пользу.

Еще написано: «Жизнь они (слова Торы) для нашедших их (моцъэйен)», мудрецы сказали: читай моциэйен – выводящих их, слова Торы дают жизнь тем, кто выводит их изо рта, произносит их вслух. Один ученик занимался Торой про себя, и Брурия, жена раби Меира, сказала ему на основании этого стиха, чтобы учился вслух. Одна очень странная подробность: она при этом стукнула своим ботинком по его обуви. Не слишком скромно, она ведь замужняя женщина… Но она хотела намеком показать ему, что такая учеба мало помогает против дурного начала, так он даже не сможет выстоять в таком небольшом испытании, как прикосновение к замужней женщине, немедленно придут к нему дурные помыслы. А если он хочет, чтобы Тора стала для него животворным снадобьем и спасла его от греха и размышлений о грехе, пусть занимается Торой вслух, и тогда слова Торы – «жизнь для проговаривающих их».

Я слышал от отца, а он – от святого ребе из Цанза (рав Хаим из Цанза, автор книги «Диврей Хаим», основоположник Цанзского хасидского двора) рассказ о его учителе, святом ребе Нафтоли из Ропшиц. Он был подлинным мудрецом, и ни разу не было, чтобы его спросили, и он не смог на месте дать ответ или объяснение. Его учениками были такие великие мудрецы, как ребе из Каминки и автор книги «Марэ Йехезкель» (рав Йехезкель Пенат, один из великих учеников ребе Менахем Мендла из Риманова). В молодости ребе из Ропшиц однажды очень долго изучал комментарий Рифа к Талмуду (рава Ицхака Альфаси), так что у него совсем пересохло во рту, язык не поворачивался, и он не мог уже произнести ни слова. И тогда ему наяву явился сам рав Ицхак Альфаси. Вот так становятся талмид-хахамом!

А простым смотрением в книгу многого не добьешься (не приобретешь). Мудрецы сказали, что Тора укореняется только в том, кто умерщвляет себя над нею. И для него она становится живительным снадобьем. Другими словами, когда он уже полумертвый от продолжительной изнурительной учебы, тут Тора его оживляет. Как в упомянутой истории, когда явился ему рав Ицхак Альфаси и исцелил его. Такие слова Торы не подвластны никакой скверне, как сказано: «Вот же речи Мои, как огонь». И в этом же суть понятия Устная Тора – ее необходимо проговаривать.

«Шулхан Арух» постановил, что изучение Торы в мыслях не требует произнесения благословения. И видится такое объяснение: без проговаривания слова Торы могут обернуться ядом. А как же можно благословлять на яд? И еще: в благословении на Тору мы просим, чтобы она была приятной в наших устах. Отсюда ты четко видишь, что основная учеба должна осуществляться ртом, устно. А в конце благословения мы выражаем стремление изучать Тору ради нее самой. Это и есть два важнейших требования к учебе, как мы и писали выше.

Вернемся к вопросу о трех упоминаниях слова ве-нишма. Гмара (Шаббат, 88) в отношении написанного «все, что сказал Г-сподь, сделаем и услышим» приводит историю с Равой. Он трудился над пониманием слов Торы и не заметил, что стиснул руку так, что кровь пошла из-под ногтей. Некий цдуки (вероотступник) сказал ему: «Вы торопливый народ! Вы сначала сказали, обязались, а потом уже услышали, что от вас требуется». Действительно, сыны Израиля на горе Синай сначала приняли на себя исполнение Торы, а потом уже – ее изучение. Потому что, чем изучать Тору, не имея намерения ее исполнять, лучше вообще не изучать. А желание и устремление исполнить – залог постоянства и продвижения в Торе.

И еще объяснение. «Все, что повелел Г-сподь, исполним», – смелое заявление, легко сказать. Из-за наших прегрешений, я же знаю по себе, как я вел себя до сего дня. И вот, я больше испортил, чем выполнил. Однако за счет того, что «послушаем», будем учиться ради самой Торы, она приведет нас к исполнению и наставит нас на путь жизни. Не каждый изучающий Тору приходит к ее полноценному соблюдению и трепету перед Небесами, не любая учеба дает такой результат. Только если «будетуслышан указ Царя», Владыки мира, то есть если Тора будет восприниматься нами как воля Творца, а не как средство достижения посторонних целей. И еще условие – чтобы «был слышен его голос, когда он приступает к святому» (бевоо эль акодеш), к изучению Торы. Надо учиться вслух, громко, не шепотом и не просто скользя взглядом по строчкам. Настоящие праведники даже книги мусара или хасидута изучали и повторяли в полный голос. И такая Тора приводит к совершенству деяний.

Еще в эпоху мудрецов Талмуда было высказано сомнение: «Есть ли в этом поколении кто-нибудь, кто умеет увещевать?» Тем более в нашем несчастном поколении не найти наставника, который бы вернул и очистил души для служения Творцу. Сказано: «Слова, выходящие из сердца говорящего, проникают в сердца слушающих». Я слышал от рава из Насад, а он – от святого рава из Шинавы, что святость Хатам Софера так сильно влияла на его окружение, что ученики даже в своих комнатах не приходили к греху. Праведники рассказывают, что тот, кто видел святого рава из Люблина (рав Яаков Ицхак Горовиц из Люблина, прозванный Хозе ми-Люблин), не был способен грешить весь тот день. Такие служители Всевышнего были способны вернуть и просветлить сердца тысяч и десятков тысяч сынов Израиля. А из-за наших грехов «нет спрашивающего, и нет требующего (дореш), и нет ищущего», как сказали мудрецы. Нет спрашивающего, в чем состоит воля Творца, потому что нет того, кто бы изложил и поведал (дореш), как поступить. И хотя есть в изобилии проповедники и наставники, но нет «ищущего» – нет наставника, который бы искал истинного слова Г-спода, и чье устремление было бы исключительно во имя Небес. Израиль – святой народ. Их желание – служить Творцу. Но некому указать верный путь, а ведь даже малая искорка могла бы зажечь души любовью ко Всевышнему и трепету перед Ним. «Будет услышан царский указ», царское послание, а мудрецы Торы названы царями. И когда люди слышат слова мудрецов Торы, выходящие из сердца в святости и чистоте помыслов, то сразу говорят «сделаем и выслушаем».

И поэтому Всевышний приказывает Своему верному пророку: «А ты повели сынам Израиля». Святые сыны Израиля всей душой стремятся исполнить волю Творца и идти Его путями, но когда нет подходящего наставника, они не знают «пути к дому Б-га». Но ты, Моше, повелишь им – и увидишь, они сразу принесут тебе чистое оливковое масло. Но когда сам наставник не замечает бревна в собственном глазу, то обилие его речей только ухудшает ситуацию.

Так можно понять слова Моше после греха золотого тельца: «А теперь, если Ты простишь (тиса) их грех, а если нет – сотри мое имя из Твоей книги». Во-первых, почему один грешит, а другой получает наказание? Во-вторых, слова Моше выглядят как приказ по отношению ко Всевышнему, Б-же упаси. Но возможное понимание таково: если Ты «поднимешь (тиса)» их грех и скажешь, что он не такой уж тяжелый и страшный, то выходит, они согрешили вынужденно. Но если не так, если их грех велик, то «сотри мое имя», потому что на самом деле это не их вина, а дело во мне, я недостаточно предостерег их от идолопоклонства. Я «ввел в грех многих», мои грехи подвели святой еврейский народ, поэтому сотри меня из Своей книги, и пусть никто не будет наказан из-за меня. И на это в нашей главе Всевышний сказал ему: «ты повели сынам Израиля», твои святые слова воодушевляют еврейские сердца. Они принесут тебе чистое масло для постоянного зажигания, посеянный в их сердцах свет пребудет постоянно.

Масло намекает на мудрость, как и менора, стоявшая у южной стены, а, как известно, «ищущий мудрости пусть обратится на юг». Тора, подобная чистому маслу, незамутненная личными интересами, дает свет сердцу и ведет к чистоте поступков.

Перевод – рав Ш. Скаржинский


http://www.beerot.ru/?p=23887