Лаг ба-Омер — уход раби Шимона бар Йохая

уход раби шимона бар йохая

Этот день называется «Празднованием (הלולא) раби Шимона бар Йохая» из-за того, что в этот день он ушел из мира.

Во многих случаях день ухода праведников сделали постом, как например, седьмое число месяца Адар, день смерти Моше. Первого Ава — хотя первый день месяца, рош ходеш, обладает элементами праздника – разрешено поститься, потому что это день ухода Аарона. Почему же тогда день ухода раби Шимона бар Йохая сделали праздничным?

Праведники, даты кончины которых стали днями постов — это люди, чьи корни душ исходили из Письменной Торы.

А обычай поститься по погибшим от рук властителей связан с тем, что они не умерли своей смертью, а были казнены.

Наш учитель Моше был тем корнем, из которого выросло раскрытие Письменной Торы [Письменная Тора дана народу Израиля посредством пророчества Моше], а раби Акива был корнем раскрытия Устной Торы (как приводится в рукописях Аризаля).

[Следующий отрывок использует мидраш «Бемидбар Раба» 14:4; интерпретация основана на стихе «Слова мудрецов подобны палкам для понукания и вбитым гвоздям, собирателям даны от Единого Пастыря» (Коэлет, 12:11). Слово «собиратели», בַּעֲלֵי אֲסֻפּוֹת, можно ещё понять как «собирающиеся» или «умирающие». Последнее значение основано на слове נאסף, «был забран», как сказано «אֲנִי נֶאֱסָף אֶל עַמִּי» — «Я собираюсь к народу моему» (Берешит, 49:29). Мидраш также использует для интерпретации слово בַּעֲלֵי — «владельцы».]

А мидраш приводит: «“Собиратели” — когда слова Торы укореняются в человеке? Когда их владельцев забирают у него. Пока его учитель жив, он всё время говорит: “Если у меня будет вопрос, всегда смогу спросить учителя”. Но когда учитель умирает, человеку приходится учиться днями и ночами, чтобы освоить учение. Ведь он знает, что некого спросить. Поэтому и сказано: “Когда слова Торы укореняются в человеке? После того, как умирает его учитель”».

И поэтому в день, когда умер Шимон бар Йохай, слова его Торы укоренились в сердцах его учеников — всего народа Израиля.

А сам раби Шимон бар Йохай был учеником раби Акивы. И сказал Раби Шимон (Гитин, 67а): «Изучайте слова мои! Мои слова — это отобранное из отобранного раби Акивой». Из этого следует, что источник его знаний — это раби Акива.

Это событие [уход раби Шимона] произошло на тридцать третий день отсчёта омера.

[Омер — это отсчёт 49 дней, семи недель, начинающийся на второй день праздника Песах и оканчивающийся дарованием Торы в Шавуот. Каждая неделя омера соответствует одной из сфирот. Дни каждой недели также параллельны сфирот и являются разными проявлениями сфиры соответствующей недели.

Сфира, соответствующая пятой неделе, это Од, сияние. Первый день этой недели, 29 день отсчёта омер — это Песах Шени. Пятый день этой недели, 33 день отсчёта — это Лаг ба-Омер. День Лаг ба-Омер, пятый день пятой недели, соответствует самому яркому проявлению атрибута Од, «Од шебеОд». В книге «Томер Двора» приводится, что сфира Од соответствует Устной Торе.]

Сфира, соответствующая тридцать третьему дню омера [пятому дню пятой недели], это Од шебеОд.

А Од — это качество Аарона. Ведь известно, что семь пастырей соответствуют семи атрибутам. Аарон также был корнем раскрытия Устной Торы, а Моше был корнем раскрытия Письменной Торы. Об этом сказано: «Ибо уста священника будут хранить знание, и Тору запросят из уст его» (Малахи, 2:7). И ещё сказано (об Аароне): «И он будет тебе ртом». [Как видно из этих стихов, передача Торы Аарона связана именно с устами.]

А сфира Од шебеОд — это источник Устной Торы.

На эту кульминацию сфиры Од намекает раби Шимон бар Йохай: «мои слова — это избранное из избранного раби Акивой» [раби Акива — это Од, а раби Шимон — это Од шебеОд]. И день смерти раби Шимона бар Йохая зовётся его праздником, так как в этот день весь народ Израиля того поколения получил его Тору, и она запечатлелась в их сердцах. И об этом говорит мидраш: «Когда слова Торы укореняются в человеке? В то время, когда их владельцев забирают у него». Четырнадцатое число месяца Ияра (двадцать девятый день отсчёта омер) — это Песах Шени, начало недели, соответствующей атрибуту Од.

А в святой книге «Зоар» приводится: «первый Песах справа, а второй Песах слева… справа Письменная Тора, а слева — Устная Тора…».

После этого приходит день Лаг ба-Омер, Од шебеОд — источник качеств характера Аарона, который «любит людей и приближает их к Торе». Это также день раби Акивы, который являлся корнем раскрытия Устной Торы, ибо он толковал даже «короны» букв [«коронки», которые добавляются к некоторым еврейским буквам при написании свитка Торы и других святых текстов], как приводится в трактате Менахот (29б).

И приводится в мидраше («Танхума», гл. Хукат, 8): «Вещи, которые не открылись Моше, открылись раби Акиве и его соученикам».

И сказано: «“Всё драгоценное видит око его” — это раби Акива и его соученики» («Бемидбар Раба», 19:6 по стиху Иов, 28:10). Слово «драгоценное» намекает на головной тефилин, как сказано в трактате Мегила (15б), а головной тефилин венчает голову сверху, как корона (и это намекает на атрибут Кетер). Но день смерти раби Акивы нельзя было сделать праздничным, так как он был казнён.

О страшной казни раби Акивы сказано: «Так решила моя мысль» (Менахот, 29б). Это означает, что источник, из которого произошёл раби Акива, находится в «мысли». [Так как Устная Тора сопряжена именно с замыслом Творца, а не с облачением этого замысла в слова.]

Талмуд называет его «Акива бен Йосеф» – подобно Машиаху сыну Йосефа, раби Акива должен был быть убит (см. Сукка 52а).

Гибель Машиаха бен Йосефа необходима для блага народа Израиля, и то же самое относится к раби Акиве. И из-за этого празднование установили в день кончины раби Шимона бар Йохая, у которого была Тора «избранное из избранного раби Акивой».

Скорее всего, раби Шимон бар Йохай родился в эту дату, как сказали мудрецы Талмуда (Кидушин, 38а): «Откуда известно, что Моше родился седьмого Адара? Всевышний, благословен Он, сидит и пополняет года праведников». [То есть делает так, чтобы праведники прожили полное количество лет и умерли в дату своего рождения.]

Следовательно, именно в этот день в мир спустилась душа, ставшая источником раскрытия Устной Торы.

В Иерусалимском Талмуде приводится (Санедрин, 1:2), что раби Акива сказал раби Шимону бар Йохаю: «Достаточно того, что я и твой Создатель осознаём твои силы». То есть не было никого, кто бы мог в полной мере оценить раби Шимона бар Йохая, кроме Всевышнего и раби Акивы, который сам был источником раскрытия всей Устной Торы.

И каждый год, когда приходит день Лаг ба-Омера, человек может удостоиться, по своим способностям, познать и приобрести слова Устной Торы, которые спускаются в мир в этот день. И поэтому сделали этот день праздником.

Перевод: рав Берл Набутовский

 


http://www.beerot.ru/?p=50875