Осколки скрижалей хранятся в Ковчеге Завета

Дата: | Автор материала: Рав Йеуда Арье Лейб Алтер из Гур

3405
осколки скрижалей

17 Тамуза Моше спустился с горы Синай с первыми скрижалями. Они были разбиты, но «осколки скрижалей хранятся в Ковчеге Завета».

Ведь все, что дал Всевышний еврейскому народу, вечно, как сказали мудрецы (Хулин 60а), с Небес «лишь дают, но не забирают».  Когда скрижали разбились, буквы «спорхнули» с них, поднялись наверх и там хранятся для еврейского народа. И по мере того, насколько мы этого достойны, их свет доходит до нас. От имени Аризаля объясняют слова Аарона (Шмот, 32:5): «Праздник Г-споду завтра», что 17 Тамуза должно было быть праздничным днем — в честь дарования скрижалей. И оно им станет, когда сыны Израиля исправят свой грех. А пока у нас есть траур по разбитым скрижалям. Тем не менее, Шаббат подобен Грядущему миру, поэтому в этот день их свет доступен нам в большей степени.

О Шаббате сказано (Шмот, 20:8) — как раз в первых скрижалях — «Помни». Наши мудрецы учат, что, если бы Израиль удостоился первых скрижалей, не было бы забывания изученной Торы, как написано (Шмот, 32:16): «Высечено на скрижалях». Так же Тора была бы высечена на наших душах.

После греха — «как человек умрете» (Теилим, 82:7), мы упали с былой высоты под власть забвения, но все же след от прежнего уровня остался. Поэтому предупреждают мудрецы: относитесь уважительно к старцу, который забыл, утратил свои познания в Торе — потому что обломки скрижалей тоже лежат в Ковчеге Завета. А Шаббат — день «вспоминания», и к нам возвращается немного от того света. Кроме того, мы получаем дополнительную душу — часть той высокой души, которую евреи потеряли в результате греха золотого тельца, — она «упорхнула вместе с буквами». А душа по отношению к телу, по словам наших учителей, подобна Имени Творца (которое в Талмуде называется часто азкара, «упоминание» — опять же, в противоположность забвению) по отношению к пергаменту свитка Торы.

***

Наши мудрецы указывают на большое сходство между грехом золотого тельца и грехом дерева познания (в частности, на это намекает упомянутый стих из Теилим — «как Адам умрете»).

Из-за греха Адама в мир пришло проклятие, как сказано (Берешит, 3:17): «Проклята земля из-за тебя». Когда он съел плод древа познания, ко всему добру в мире примешалось зло, и теперь даже благословение и изобилие несет примесь проклятия. Но евреи, благодаря Торе — Древу жизни, удостоились полноценного благословения, без всяких примесей. Сказано (Теилим, 29:11): «Г-сподь даст силу (Тору) Своему народу; Г-сподь благословит Свой народ полноценно (другое значение слова башалом, обычно переводимое “миром”)». И Тора, и еврейские души предшествовали созданию мира, и это благословение не затронуто проклятием. Это свет начала творения, который Всевышний, зная о будущем грехе Адама, спрятал для праведников, как сказано «и увидел, что свет хорош». «Свет посеян Им для праведников», а «народ твой — все праведники». И в Шаббат мы вместе с дополнительной душой получаем долю этого света и полноценное благословение, ведь примесь проклятия есть только в будни.

Из неудачной попытки Билама проклясть наш народ мы видим, что даже после греха золотого тельца проклятие не так властно над народом Израиля.

Мудрецы учат, что по вышедшим из уст Билама благословениям можно понять, на что он хотел направить проклятия. Он, кроме прочего, хотел припомнить грех золотого тельца. Но «как прокляну, если не проклял Б-г?!». Сила проклятий Билама идет от смешения добра и зла, от древа познания, оттуда он знал мгновение, когда Всевышний гневается. Но «с вершин утесов (ме-рош цурим — означает также “[прежде] начала создания”) увижу его», — души Израиля были раньше создания мира, у них есть тот сокрытый свет Торы, над ними не властно зло и проклятие, идущее от греха. «Мгновение в гневе Его, жизнь — в Его благоволении». Гнев Всевышнего не постоянен, в те дни Он не гневался даже миг. А благоволение Творца — жизнь, и у нас есть доля в этом благоволении, идущем от Древа жизни, ведь Тора — «Древо жизни для держащихся ее».

Перевод — рав Шимон Скаржинский

http://www.beerot.ru/?p=36162