Победа над Амалеком силой Торы и истины

Дата: | Автор материала: Рав Йекутиэль Йеуда Альберштам

2410

Приближаются дни Пурима. Главное в Пуриме – принятие Торы, «у евреев был свет», – это Тора (Мегила, 16б). До того момента в принятии Торы был ущерб – модаа раба ле-орайта. Евреи оправдывались, что Тору приняли под давлением «подвешенной подобно тазу горы», а в дни Ахашвероша то поколение приняло ее по собственному желанию, как написано: «Установили (сделали) иудеи, и взяли на себя» (Эстер, 9:27) – то есть соблюдали то, что уже получили ранее (Шаббат, 88а). И мне видится следующее объяснение, почему именно посредством именно этого чуда они отказались от такого отношения к Торе и приняли ее заново. Если вдуматься в то, что происходило в те дни, можно увидеть, что было очень тяжелое время. Храм был разрушен, евреи были изгнаны из своей земли. В изгнании сыны Израиля были бедны, лишены всех средств. Настолько плохо было их положение, что Даниэль был вынужден сказать Навухаднецару: «Поэтому, царь, да угоден тебе будет совет мой: искупи грехи свои милосердием, а прегрешения – благодеяниями для бедных – так вот продлится покой твой» (Даниэль, 4:24). А Раши разъясняет это в Гемаре (Сота, 21а), что Даниэль посоветовал Навухаднецару давать цдаку евреям, «чтобы прошли годы его в мире», и так царь делал целых двенадцать месяцев: собирал ежедневно еврейских бедняков, которых изгнал из их земли, оставив без средств, – и кормил их.

А государства Персии и Мидии были тогда в расцвете, были богатыми, и евреи видели, что существует множество возможностей для улучшения их финансового положения. Стали они соблазняться работой у персов. Только Мордехай, которому уже тогда было почти 70 лет, остался единственным, кто сидел на скамье в доме учения со своими учениками. Они занимались законами кмица (отделение от хлебного дара – минхи – той его части, которая должна быть сожжена на жертвеннике), и об этом написано «иш йеуди айа бе-Шушан а-бира» – «Был в столице Шушан один иудей», не читай йеуди, нойехиди – единственный («Эстер Раба», 6). И на него смотрели как на бездельника, у которого нет представления, что такое этот мир. А остальные евреи были заняты на своих работах, озабочены увеличением своего благосостояния, чтобы из-за этого персы посмотрели на них с большим почтением и уважением. Евреи сблизились с ними, смешались, женились на их дочерях, не дай Б-г.

Мордехай укорял их и старался вернуть их к еврейскому образу жизни, но они его не поняли и не восприняли, потому что уже разбогатели и стали важными людьми. А в отношении Торы – предпочитали полагаться на модаа раба (приведенное выше оправдание). Ведь они видели, что изучающие Тору гонимы и унижены, и неевреи их особо ненавидят. Как сказали мудрецы (Шаббат, 89а): «Почему гора названа Синай? Потому что оттуда снизошла ненависть (сина) народов мира к евреям». Но Всевышний поставил над ними злодея Амана, который замыслил полностью уничтожить всех евреев и разграбить их имущество. Ведь по утверждению Амана еврейское имущество на самом деле принадлежало персам. И Аман не остановился на одной лишь конфискации имущества, он хотел стереть их полностью с лица земли, чтобы не осталось даже памяти об Израиле. Мидраш говорит, что в тот период случалось, что еврей выходил купить мяса или зелени, перс брал его за горло и говорил ему: «Очень скоро я тебя убью и разграблю твое имущество». И об этой ситуации сказано «ве-а-ир Шушан навоха» – «и город Шушан пребывал в смятении». Это, пожалуй, была самая тяжелая страница в еврейской истории, ведь даже убежать они не могли, так как Ахашверош правил 127 странами.

И когда то поколение ощутило всю меру своей беды, начали они задумываться над негодностью своих поступков, и многие обратились к «пеплу и вретищу», стали делатьтшуву. До этого времени Мордехай был вынужден скрываться в своем доме из опасения нападок на него как на «мракобеса и ретрограда», а теперь он смог выйти в город и «возопил воплем великим и горьким». Он напомнил им, что уже предупреждал, что все беды от оставления Торы и уподобления неевреям. Подобно этому рав Ицхак Абарбанель предостерегал евреев Испании еще до изгнания, чтобы они не щеголяли перед испанцами своим достатком, поскольку ничего хорошего из этого не выйдет. И когда стали делать тшуву, зародилось избавление Израиля, когда волей Высшего проведения Эстер, воспитанная в доме Мордехая, получившая чистое еврейское воспитание, стала царицей. И, милостью Всевышнего, повесили злодея Амана, и Эстер поставила Мордехая над домом Амана. И все невежды увидели, что тот самый Мордехай, о котором они думали, что он ничего не смыслит в житейских вопросах, а знает только Тору, способен быть вторым после царя. И признали они, как написано в мишне (Авот, 6:1): «И она дает ему царское величие и власть», «а в левой руке ее богатство и уважение» (Мишлей, 3:16). И Эстер, которая была пророчицей, и Шехинапребывала на ней, именно она принесла им избавление. И тогда они увидели, что «ложь говорили пророки Бааля», и отказались от персидского богатства. «И у евреев был свет», свет – это Тора, возвышающая и возвеличивающая изучающего ее над всеми творениями.

Становится понятным, почему в Пурим постановили делать подарки бедным. До этих событий всякие нечестивцы полагали, что пока у человека есть десять пальцев на руках, он должен работать, обеспечивать себя самостоятельно. Нечего, мол, сидеть в ешивах, рассчитывая на помощь других людей. Точно так же фараон сказал Моше о сынах Израиля: «Они расслабились (Ункелус переводит это: «они бездельничают»),поэтому они кричат: Мы пойдем, принесем жертвы нашему Б-гу» (Шмот, 5:8). Этих людей возмущала идея поддерживать ешиву Мордехая, в частности, потому, что он учит законы кмица, не применяемые на практике все время, пока Храм разрушен. Но Всевышний показал всем, что именно благодаря этим «бездельникам» пришло избавление. Евреи поняли, что они сами были спасены именно в заслугу тех, кто выполняет сказанное «в поте лица будешь есть свой хлеб» трудом над Торой. И тогда все согласились с надобностью давать подарки бедным изучающим Тору, довольствующимся тем, что есть, и не гоняющимся за деньгами.

Тогда же благодаря изучающим Тору был построен Второй Храм, простоявший 420 лет. Не как нынешнее еврейское государство, которое существует всего несколько десятков лет и все время как будто стоит на острие иглы, не имея никакой надежности, каждый день все больше теряя способность выстоять.

Все время, пока Тора пользовалась уважением среди сыновей Израиля, были они уважаемы среди всех народов. Но когда евреи начали приписывать значимость другим народам и смотреть с восхищением на римлян, тогда «предали ее все ее любовники, стали ей врагами, радовались ее бедам» (Эйха, 1:7-8). Этим евреи навлекли на себя разрушение Храма, который все еще разрушен, уже тысячу девятьсот тринадцать лет [урок был дан в 1981 году]. Только вера в приход Машиаха, оставшаяся у мудрецов Торы, унаследовавших ее от предыдущего поколения, поддерживает нас.

Сказано (Шмот, 17:8): «И пришел Амалек и стал воевать с Израилем в Рефидим». Мудрецы объяснили, что название Рефидим указывает на рифьон ядаим – слабость рук евреев в изучении Торы, из-за которой пришел Амалек. Попробуем разобраться, при чем здесь руки. В пиютах на Шаббат Захор говорится, что Амалек запятнал еврейских юношей развратом. Как же такое могло произойти, ведь изучение Торы приводит человека к ее исполнению?! Дело в том, что всякого рода деятельность называется на языке мудрецов «делом рук». На это хотели указать мудрецы: кода пришло время действовать, удерживаться от греха и противостоять Амалеку, «ослабли их руки», и они не выстояли в испытании. А причиной этого были упущения в изучении Торы. Они не учились как надо – денно и нощно, во имя Торы. А если бы они делали так, этой беды бы не случилось. И поэтому говорит Тора (Дварим, 25:19): «Сотри память об Амалеке из-под небес, не забудь». Нам известно от святых праведников, что тот, кто учит Тору ради нее самой, не забывает изученное никогда. Мудрецы отмечают противоречие в Теилим. Написано (Теилим, 57:11): «Велико до небес Твое благодеяние», а в другом месте (Теилим, 108:5): «Выше небес Твое благодеяние». Они поясняют, что второе относится к изучающим Тору ради нее самой, а первое – к прочим изучающим Тору. Имеется в виду тот факт, что «хорошая память на изученное – это дар с небес» (Мегила, 6б). Когда человек хочет запомнить то, что учил в Торе, ему нужно, чтобы Всевышний послал помощь Свыше, и не помогут никакие уловки человеческой природы. И поэтому, когда он изучает Тору ради нее самой, тогда его Тора достигает наднебесной высоты, и оттуда Всевышний посылает ему помощь в запоминании материала. Но если учит не ради нее самой, тогда ему приходится полагаться только на свои способности, и как бы он ни был одарен, человеку свойственно забывать изученное.

И вот Амалек, да сотрется его имя, нападает на Израиль, изо всех сил стараясь осквернить сыновей Израиля и ослабить их руки от Торы, то есть чтобы не изучали ее во имя Небес и таким образом начали бы оступаться на практике. Гиматрия слова Амалек, умноженная на два, равна 480. Это число указывает на женское начало сил зла под названием «хая раа» (хищный зверь), которая оскверняет блудом, Б-же упаси [Яаков, пророчески видя соблазнение Йосефа женой Потифара, говорит о «хая раа»]. А когда человек учит Тору, не отстранившись от скверны, Тора ему только вредит. Этот человек падает с высоты своего положения на самый низ, до пятидесятых врат скверны. Поэтому Всевышний повелел побороть влияние Амалека за счет полноценнойтшувы и изучения Торы ради нее самой, которая приводит человека к совершенству поступков. На такое положение указывают слова «когда даст тебе Г-сподь, Б-г твой покой от всех врагов твоих вокруг» (Дварим, 25:19). Вдобавок, когда «сотрешь память об Амалеке из-под небес», то есть пересилишь его влияние, ослабившее изучение Торы, и будешь изучать Тору ради нее самой, тогда «не забудешь» никогда выученное, потому что Тора «ради нее самой» не забывается. [Слова тимхе – «сотри» и ло тишках – «не забудь» могут иметь и повествовательное значение: «сотрешь», «не забудешь» – прим. перев.]

Еще более верное объяснение таково: «сотри память Амалека» [таково прямое понимание слов зехер Амалек], сотри и выбрось свою человеческую, природную память. Если у тебя от природы превосходная память, не полагайся на нее и не позволяй себе учиться не «во имя» Торы, потому что в природных и общечеловеческих способностях содержится влияние Амалека. Занимайся Торой «ради нее самой», и тогда Всевышний даст тебе в подарок память надприродного происхождения. И тогда не будешь ничего никогда забывать.

В дни Пурима наш народ заново получил Тору. Рамо («Орах Хаим», 695:2) написал, что очень желательно хотя бы немного поучиться, перед тем как человек сядет за праздничную трапезу в Пурим. А постановление читать парашат Захор перед Пуримом указывает нам, что, прежде чем заниматься святой Торой, человек должен стереть память об Амалеке.

Получение Торы главным образом происходит в Пурим, а не в Шавуот, потому что там имеет место модаа раба ле-орайта. Исполнение нами заповедей – в силу Пурима. Колено Леви, праведники, не участвовавшие в грехе золотого тельца и плясках вокруг него, отмечают получение Торы главным образом в Шавуот. А люди более низкого духовного уровня, чьи души, несомненно, были среди тех, кто отдалился от Всевышнего, использовали принудительный характер дарования Торы как оправдание «модаа раба ле-орайта», – для них Пурим является праздником получения Торы благодаря силе произошедших чудес.

У нас есть традиция от великих святых праведников, что предложенное, а потом опровергнутое суждение в Талмуде – тоже истина. Талмуд (Мегила, 4а) анализирует высказывание мудрецов: человек должен прочесть Мегилу (Свиток Эстер) ночью илишнота днем. Вначале Талмуд понимает слово лишнота как «изучать ее мишну». Но вывод – что нужно ее (саму Мегилу) повторить днем. Но, как мы сказали, первое предположение так же истинно. Праведники и благочестивые, чьи души не принимали участие в грехе, не поклонялись статуе Навухаднецара и не отказывались от принятия Торы на Синае, и не должны были заново получить Тору в Пурим, – им можно просто радоваться и исполнять обязанность «ле-бесумей ад де-ло яда». У них основное получение Торы происходит в Шавуот, и им не нужно изучать мишну «Мегила» в Пурим. Но мы, ничтожные, запятнанные грехом, мельчающие в каждом перевоплощении нашей души, нуждаемся в изучении трактата «Мегила» в Пурим. И не так уж много времени остается на вино. Для нас не опровергнуто первое предположение Гемары, мы обязаны в этот день Торы углубиться в Талмуд и словаришоним. Ведь всем нашим существованием мы обязаны получению Торы заново в дни Ахашвероша. И в этот святой день человек принимает ярмо Торы на весь год. А до этого нужно прочитать парашат Захор и стереть память об Амалеке, чтобы изучать Тору «ради нее самой» и не забывать, и она приведет нас к совершенству деяний.

Древний обычай надевания пуримских костюмов показывает нам, что и сейчас, после двух тысячелетий изгнания, бед и преследований, мы все еще рабы Ахашвероша и все еще не преодолено влияние Амалека. Задумаемся: в наше время есть так много прилежно изучающих Тору, столько колелей и ешив, отчего же Амалек все еще в силе? Как ответ на этот вопрос мы устраиваем в Пурим маскарад – показать, что иногда мы только выглядим мудрецами, а наши реальные дела далеки от этого, и мы даже не начали по-настоящему заниматься Торой. Горе тому, кто занимается обманом и тратит время на пустое, не исправляет себя в ешиве! Святой ребе из Комарно объяснял мидраш о борьбе Яакова с ангелом. По одному мнению Яаков принял его за талмид-хахама, по другому – за чужака. Не слишком ли полярные мнения? Это не свойственно спорам мудрецов! Ребе из Комарно пояснил, что ангел выглядел как талмид-хахам, который в действительности – чужак [этот образ тем более подходит для наших дней, так как во всей битве Яакова с ангелом есть много параллелей с последними поколениями – прим. перев.]. Этим объясняется нескончаемость изгнания… О наших поколениях сказали мудрецы: «Будет истина отсутствовать» (Йешаяу, 59:15). «Всевышний близок ко всем взывающим к Нему» (Теилим, 145:19), но только если взывают истинно. Ведь сила святости в истине, как сказано: «Дай истину Яакову» (Миха, 7:20). Истина – печать Всевышнего. Давид молился о спасении от Эсава: «Г-сподь, спаси мою душу от лживых уст, от языка плутовского» (Теилим, 120:2). Ложь – это оружие сил зла, а у еврея слова и намерения равны, он ведет себя правдиво.

Поэтому постановили мудрецы в Пурим пить, пока не «перестанет различать между «проклят Аман» и «благословен Мордехай»». Когда заходит вино – выходит тайное. В состоянии опьянения то, что человек скрывает, проявляется, и невозможно одурачить окружающих. Поэтому праведники прежних времен были очень недовольны теми, кто переодевался в неевреев, и говорили им: «Если б ты был на самом деле Б-гобоязненным, ты бы надел костюм праведника или коэна». Весь год он может кричать «Благословен Мордехай» и всячески проклинать Амана, но если ему дать денег, сколько было у Амана – не поведет ли он себя как Аман? Поэтому он должен выпить. И тогда станет ясно, насколько он искренен все остальное время.

Пурим – это время искоренить ложь из сердца и вернуться ко Всевышнему, в момент истины (некудат а-эмет). И благодаря стремлению к истине мы удостоимся истинного избавления, и об этом надо молить Творца: «Очисти наши сердца, чтобы служить Тебе истинно», и заниматься святой Торой ради нее самой, чтобы прийти к истине в ее мудрости.

Перевод – рав Ш. и З. Скаржинские


http://www.beerot.ru/?p=24484