С наступлением Адара приумножают радость

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Ноах Березовский

2371

Наш учитель, старец из Слонима, да охранят нас его заслуги, писал в книге «Ликутей Шошаним» (4), что радость человека, довольного своим уделом (самеах бехелко), – это всеобъемлющая черта, охватывающая все хорошие качества. Поразительно ее влияние на сердце человека, она дает ему и этот мир, и мир грядущий. Далее он перечисляет многие достоинства, которых может достичь такой человек, вплоть до одной из высочайших ступеней – тшува ме-аава (возвращение к Творцу в силу любви к Нему). О ней сказали мудрецы, что в силу такой тшувы грехи превращаются в заслуги – вещь непостижимая. По его словам, еврей, который радуется своему уделу в Б-ге, и доволен тем, как Всевышний управляет его судьбой, и знает, что все совершается на благо, – приобретает самое возвышенное из всех свойств. Удивительно воздействие этого качества на сердце человека, и в этом состоит высшая цель: чтобы еврей был рад всем проявлениям воли Творца и принимал их с верой. Следует выявить источник этого утверждения.

Цепочка событий, которая привела к чуду Пурима, началась с того, что Мордехай «не преклонял колени и не кланялся». На первый взгляд, неясно: как он мог так поступить – подвергнуть опасности весь еврейский народ? Очевидно, однако, что Мордехай действовал в силу своей великой веры в Творца и мидат а-битахон (уверенности в Нем). Он был уверен, что невозможен такой приговор (уничтожения всего народа), «ибо не пребудет жезл [не падет наказание, предназначенное для] злодеев в уделе праведников» (Теилим, 125:3). По поводу отрывка «А Мордехай знал обо всем, что произошло» святой рав из Бердичева говорил, что Мордехай знал, что на Небесах приговор вынесен и подписан, но силой мидат а-битахон можно изменить и смягчить всю меру Суда. И чудо Пурима пришло в силу этой уверенности. Оно началось с того, что Мордехай не стал кланяться, причем об этом сказано не в прошедшем времени, а в будущем: «не преклонит колени и не поклонится» (Эстер, 3:2). Другими словами, он твердо решил никогда не кланяться Аману, опираясь на ясную уверенность в Творце. И то же он ответил Эстер: «Спасение придет…» (4:14). Даже пост был инициативой Эстер, а сам Мордехай был незыблем в убежденности, что Всевышний придет на помощь и без постов, и лишь в прямом смысле «сделал все, что повелела Эстер» (4:17).

Корень мидат а-битахон (уверенности в Б-ге) заложен в первом из Десяти Речений: «Я – Г-сподь, Б-г твой». Здесь высказаны две составляющие веры: «Я Г-сподь, Творец, Я управляю всеми творениями» – все, что происходило, происходит и произойдет, осуществляется Им; «Я Б-г твой»: вы – избранный народ, «сыны вы Г-споду, Б-гу вашему». Статус сына не подлежит изменению и ничем не обусловлен, в любой ситуации «вы – сыны Творца». Так говорил автор книги «Бат Аин»: еврей, который не верит, что Всевышний постоянно обитает среди Своего народа – даже в его нечистоте – тоже принадлежит к разряду апикоресов. Даже в самом скверном состоянии Израиль остается избранным народом, ведь они были избраны в силу свойств их святых душ, а не по соображениям, связанным с телесным, а святость и возвышенность еврейских душ ни от чего не зависит. Именно в Египте, где наш народ наиболее низко пал, в сорок девятых вратах нечистоты, Всевышний назвал нас «первенец Мой Израиль». Потому что связь «Я Г-сподь Б-г твой» вечна и неизменна.

В этом источник уверенности. Вера – основа основ нашего народа, но мидат а-битахон есть более высокая ступень, тут еврей уверен, что Всевышний с ним в любой ситуации. Очень велика сила этого качества, с его помощью еврей может добиться всего; если только есть у него настоящая полная уверенность «полагающихся на Имя Твое истинно», исполняется для него: «Благословен муж, полагающийся на Г-спода, будет ему Г-сподь поддержкой» (Ирмияу, 17:7). Как сказал Альшех: «Еврей, обладающий уверенностью в Г-споде, может ничего не делать ради пропитания, пусть сидит в бейт-мидраше и занимается Торой, и Всевышний обеспечит его пропитанием и всем необходимым». Рамбан о стихе «надейся на Г-спода и делай добро» (Теилим, 37:3) писал: «Мидат а-битахон упомянута раньше добрых дел, чтобы сказать тебе: даже если нет у тебя заслуг и ты грешник – надейся на Творца, и Он помилует тебя». На первый взгляд, на что может полагаться человек, в котором нет хороших сторон? Но этот стих учит нас, что даже если еще не удостоился человек добрых дел и ощущает себя негодным и никчемным, недостойным спасения рукой Творца из-за проступков, – все равно пусть полагается на Г-спода, ведь он еврей. «Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему» – в любом положении, даже недостойные.

Центральная идея двух праздников, установленных мудрецами, Хануки и Пурима – сила уверенности во Всевышнем. Чудо Хануки произошло в силу этой уверенности: малочисленные вышли на войну против многих; 12 Хашмонаев и Элазар – против многих десятков тысяч солдат великого греческого царства, и вся их сила, все их оружие было мидат а-битахон. «Маген Авраам» (Орах Хаим, 295) от имени Ташбеца писал, что они перед сражением произносили 91-ю главу Теилим, Песнь упования [приведем ее полностью]:

Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. Скажу Г-споду: убежище мое и крепость моя – Б-г мой, на Него полагаюсь. Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от гибельного мора. Крылом Своим Он укроет тебя, и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня – Его верность. Не устрашишься ночного ужаса, стрелы, летящей днем, мора, ходящего во мраке, чумы, беснующейся в полдень. Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч – по правую руку твою: тебя не достигнет. Только глазами своими взглянешь и увидишь возмездие нечестивым. Ибо ты <сказал>: «Г-сподь – оплот мой», сделал ты своей обителью Всевышнего. Не случится с тобой беды, и язва не приблизится к твоему шатру. Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех твоих путях. На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень твоя нога. На льва и на змею наступишь, топтать будешь льва и дракона. «Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узнал имя Мое. Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему, с ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его. Долголетием насыщу его и дам ему увидеть Мое спасение».

Уверенность в Творце спасает от любых несчастий, и с этим оружием Хашмонаим вышли на войну.

Чудо Пурима, как упоминалось выше, также было основано на мидат а-битахон Мордехая, который «не преклонит колени и не поклонится», на то, что «спасение придет к евреям» несомненно. Эти два праздника – последние из семи заповедей, установленных мудрецами; они видели, что Израилю предстоит долгое и мрачное изгнание, предвидели страдания и горести, то, что еврейская кровь будет литься как вода. Как народ выстоит во всем этом? Поэтому установили мудрецы дни Хануки и Пурима, чтобы разогнать тьму изгнания светом упования, чтобы вселить в них ясную веру, что «сыны они Г-споду» в любые времена, что «с ним Я в его беде», что все, что делает Милосердный – к добру, и силой уверенности в Нем евреи выстоят в самом тяжком изгнании. Наши наставники так объясняют стих «Воззовет ко Мне, и Я отвечу, с ним я в бедствии его – спасу его»: зовут обычно издалека. Когда еврей обращается к Творцу с ощущением, что Он «далеко», то Он лишь «ответит ему». Но если восприятие – «с ним Я в его беде», «сыны вы Г-споду», тогда «спасу его и прославлю». Таково содержание Хануки и Пурима, в которые заложили мудрецы силу уверенности, чтобы осветить евреям горькое изгнание, чтобы они почувствовали, что Всевышний с ними, несмотря на их бедственное положение и скверну, ведь неизменна Его любовь к еврейской душе.

В этом смысл правила: «С началом Адара приумножают радость». Величие радости еврея своему уделу – в том, что он доволен тем, как Всевышний управляет им, что верит: все, что делает Милосердный – к добру. Он «благословенный муж, уповающий на Г-спода», поскольку ощущением «с ним Я в его беде» подпитывается в сердце его уверенность, что «будет ему Г-сподь поддержкой».

Такова роль месяца Адар и Пурима – вселить в еврейские сердца уверенность в Творце, который, даже при подписанном страшном приговоре, силой упования Мордехая отменил злое постановление, и «перевернулось оно так, что властвовали евреи над их ненавистниками». С началом Адара приумножают радость, идущую от веры, что все деяния Творца – лишь к добру.

Никакой другой праздник не оказывает такого влияния на весь месяц, в который приходится. Так говорится от имени святого рава из Ружина, что Пурим даже выше, чем Йом а-Кипурим, который «ке-Пурим, как Пурим» – а малое уподобляют большому, не наоборот. И так же, как Йом Кипуру предшествуют Десять дней возвращения, так, тем более, перед Пуримом должны быть десять дней подготовки. Поэтому приумножают радость с начала месяца, ведь свет Пурима раскрывается уже 11 Адара, это первый день, когда во времена Талмуда читали Мегилу. И автор «Аводат Исраэль» заключает отсюда, что в этот день уже спускается свет Пурима, и Мегилу читают в высших мирах. А до этого дня есть десять дней радости, подготовки к принятию великого света Пурима.

Перевод – рав Ш. Скаржинский, подбор материала – рав И. Д. Фалик.


http://www.beerot.ru/?p=11938