Тазриа-Мецора — Б-гобоязненность рождает любовь

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Ноах Березовский

512
любовь до сих пор жива

Недельная глава Тазриа-Мецора

«Если женщина зачнет и родит мальчика» (Ваикра, 12:2).

В трактате Брахот (60а) наши мудрецы объясняют этот стих так: если женщина зачнет (букв. сеет) вначале – рождается мальчик. Видится, что здесь есть намек на служение Всевышнему. Корни служения – это любовь и Б-гобоязненность, как приводится в «Тикуней Зоар» (25б): «Любовь и трепет перед Творцом – это подобно двум крыльям, и Тора без трепета и любви не возносится Наверх». Поэтому перед выполнением заповеди мы обычно говорим: «С трепетом и любовью я приступаю к выполнению этой заповеди». Мы знаем, что две первые заповеди на горе Синай были сказаны одним целым, и «Я – Г-сподь, Б-г твой» включает в себя все повелительные заповеди, чья суть – любовь к Всевышнему, а «Да не будет у тебя других богов» включает в себя все запреты Торы, чья суть – страх и трепет перед Ним. Они были сказаны одним речением, чтобы научить нас: совершенства можно достигнуть, только пользуясь обоими этими качествами, трепетом и любовью к Всевышнему.

Также о Шаббате говорят наши мудрецы, что «храни и помни» было сказано одним речением, и «помни» включает в себя все повелительные заповеди Шаббата, качество любви, а «храни» – все запреты Шаббата, качество трепета. И они были сказаны вместе, поскольку совершенство – это любовь и трепет, когда они в едином целом.

Однако начинать следует со страха и трепета, как сказано «с трепетом и любовью», т. е. страх должен предшествовать любви. Как приводится в начале святой книги «Зоар»: «Первая заповедь – это трепет перед Всевышним, как сказано: “начало мудрости – Б-гобоязненность”, а вторая заповедь – любовь к Всевышнему». Так мы находим и перед принятием Торы – подготовка к нему была со стороны трепета, как говорят мудрецы (Брахот, 22а): «Тора была дана в страхе, трепете, дрожи и испарине, как сказано: “Послышались громы и молнии, и весь народ в стане ужаснулся”». Также говорится в описании Десяти Заповедей: «Сказал Б-г (Элоким) все эти слова…» Здесь используется слово «Элоким», символизирующее качество Суда, качество гвура (силу подчинять себе) и трепета, именно потому, что подготовка к принятию Торы проходила через качество страха перед Творцом, Б-гобоязненность. Почему именно так? Объяснение в том, что как может человек из плоти и крови, погруженный в материальное, принять Тору, Святая Святых, которая вся абсолютно духовна? Есть только один путь: путь качества трепета перед Творцом, которое очищает материальное, как сказано в трактате Нида (9а), что страх прогоняет кровь (когда человек боится, он бледнеет, т. к. кровь отливает от лица – прим. пер.). Благодаря страху человек очищает все свое тело и превращает материальное в духовное. А тогда он уже поднимается на ступень, когда он в состоянии принять Тору. Поэтому подготовка к принятию Торы проходила именно через качество Б-гобоязненности.

Нельзя достигнуть любви к Всевышнему, пропустив ступень страха. По этому поводу Рамбам пишет в «Законах основы Торы», что, когда человек внимательно изучит деяния и чудесные творения Всевышнего и т. д., он сразу же наполнится любовью к Нему. Однако это любовь к Творцу, чей источник – разум. А в «Законах раскаяния» он пишет, какова должна быть достойная Всевышнего любовь: человек должен любить Всевышнего настолько, что быть просто «больным любовью», как сказано: «больна душа моя от любви к Тебе», будто он весь просто сгорает от любви, «сильна, как смерть, любовь». Вся Шир а-Ширим посвящена этой мысли. Источник такой любви к Всевышнему – чувство, как сказано: «Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим и всей душой своей». Достойная любовь – это «всем сердцем своим», подобно «душа моя больна от любви к Тебе». Как материя способна достичь такого высокого уровня любви к Всевышнему? Только посредством первой ступени – страха перед Ним, ведь страх «прогоняет кровь» и очищает всю его кровь. А когда еврей полностью очищает свою материальность, он в состоянии достичь ступени любви к Творцу. В «Торат Авот» (гл. Ваэтханан) сказано о стихе «Люби Г-спода, Б-га твоего», что последние буквы этих слов образуют аббревиатуру תכ״ה – это одно из названий непроизносимого 72-х буквенного Имени Всевышнего. תכ״ה — это слово תכה (ударь). Т.е. посредством «удара», а именно – ломки материи и подчинения ее себе, можно достичь уровня «люби Г-спода, Б-га твоего», ведь пока еще материальность властвует над человеком (хотя бы в чем-то), он не способен достичь любви к Творцу. Как говорится в этой святой книге: «Еврей не в состоянии любить Всевышнего, пока он любит самого себя, и только в силу “удара” – когда он оставляет любовь к себе и “ударяет” по материи, он способен подняться на ступень “люби Г-спода, Б-га твоего”». А в святой книге «Ноам Элимелех» (гл. Бемидбар) говорится, что качество трепета перед Творцом – это сосуд для принятия качества любви, без которого еврей просто не способен принять любовь. А также это сосуд для принятия Торы. Поэтому готовились к принятию Торы именно посредством качества Б-гобоязненности.

На это и намекает сказанное «если женщина מזרעת (букв. сеет) вначале – она рожает мальчика». Ведь понятие «женщина» намекает на гвура и Б-гобоязненность, как сказано: «Б-гобоязненная женщина будет прославлена». А мужчина – это качество любви. Если все начинается с Б-гобоязненной женщины, с качества трепета перед Всевышним, то «она рожает мальчика» – из нее рождается качество любви. Как мы говорили раньше – вначале «с трепетом», а потом «с любовью», хотя любовь – это и более высокий уровень. Однако инструмент для его достижения – это качество трепета, без него любовь не может существовать. Только, когда женщина идет вначале – рождается мальчик, только в таком случае любовь может выжить.

Тем не менее, все равно подготовка к принятию Торы должна проходить «семь целых недель» отсчета Омера, которые пройдут в единстве «храни и помни», любви и Б-гобоязненности вместе, и тогда здесь присутствует цельность служения Всевышнему. Святая книга «Зоар» сравнивает это с крыльями: птица может летать только, если у нее есть два крыла, а птица с одним крылом вовсе не может подняться в воздух. Так и трепет и любовь — это два крыла, благодаря которым еврей может подняться на высокие духовные ступени. И подготовка эта должна проходить целых семь недель, где будут присутствовать оба эти качества, доводя еврея до состояния совершенства, в котором он будет способен принять Тору.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88908