Это заветное слово «Каббала» — Можно ли изучать Каббалу в наше время?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Илель

4475
изучать Каббалу, псевдокаббалисты
Интервью с главой ешивы «Аават Шалом» и выдающимся каббалистом равом Яаковом Илелем

– О раскрытии Устного Учения: о записи Мишны, Талмуда, ришоним и ахроним сегодня в общих чертах знает практически каждый. А как раскрывалось в веках тайное еврейское учение, именуемой Каббалой?

– Как известно, Моше Рабейну получил на горе Синай и Письменную, и Устную Тору. А Устная Тора, в свою очередь, состоит из открытой и сокровенной части. Открытая часть передавалась из поколения в поколение: из уст в уста, от отца к сыну, от учителя к ученику, а затем была записана в виде Мишны, иерусалимского и вавилонского Талмудов, мидрашей и т. п. Но вместе с открытой частью Всевышний даровал Моше и сокровенную часть Устной Торы.

Другими словами, тайны Торы не были каким-то новшеством, а так же были получены на горе Синай. Но между открытой и сокровенной частями существует огромная разница. Когда наши мудрецы записывали открытую часть, они явно старались, чтобы все было максимально понятно и ясно. Если мы чего-то недопонимаем в Талмуде, это наша проблема, а не следствие намерений наших мудрецов. Здесь они не хотели ничего от нас скрыть. Напротив, главной целью записи было четкое сохранение традиции, и единственное, что нам может помешать в понимании, это краткость изложения.

А когда раби Шимон бар Йохай получил разрешение Свыше на запись слов сокровенной части учения руками его ученика раби Абе, эти слова были преднамеренно завуалированы. Тут мы имеем дело с неким шифром, и ничего нельзя понять на поверхностном уровне. Причем, понимая иносказания буквально, человек нарушает запрет агшама – наделение Б-га физическими свойствами, что противоречит фундаментальным принципам еврейской веры.

В трактате Хагига (2а) говорится, что тайны Торы открывают только тому мудрецу, который способен сам делать выводы – ему достаточно намека, чтобы самому все понять. Обучая тайнам Торы, никогда не открывают всего. Как писал раби Хаим Виталь (ученик Аризаля; предисловие к «Шаарей Кдуша»): «Я открываю тефах и скрываю две тысячи ама».

Кроме этого, сам каббалистический язык абстрактен и непонятен без пояснений. Когда Талмуд говорит о таких понятиях как «бык», «яма», «огонь» (общие категории ущерба, обсуждаемые в Талмуде), мы понимаем, что конкретно означают эти слова.

Помимо завесы тайны в еврейском народе почти не существовало книг на эту тему. Была книга «Зоар», «Сефер Йецира» и еще несколько древних книг. Эти знания вообще никогда не становились достоянием всего народа, и книга «Зоар» не раз упоминает, что «не каждый может ее верно воспринять». Поэтому были установлены определенные условия для изучения тайного еврейского учения, в отличие от изучения Талмуда, о котором мы не слышали никаких ограничений, кроме, быть может, заявления рабана Гамлиэля (Брахот, 28а): «Каждый ученик, чье нутро не соответствует его праведному внешнему виду, пусть не заходит в дом учения». Напротив, пусть каждый, кто может, идет учиться.

Потом книга «Зоар» вообще исчезла. Понятно, что были величайшие гении Торы, в руках которых была если не вся книга в целом, то хотя бы отрывки из нее. Это можно понять по ответам гаонов (Главы ешив в Вавилоне VI-IX вв. н. э.) подкрепляющих свои респонсы словами, упоминающимися только в книге «Зоар». И всегда были мудрецы, сведущие в тайнах каббалы. Среди них можно упомянуть раби Элиэзера из Вормса, раби Йосефа Гикатилию и, наконец, раби Моше Кордоверо, автора основополагающего труда «Пардес Римоним».

В последние месяцы жизни Рамака в Земле Израиля поселился раби Ицхак Лурья по прозвищу Ашкенази (так называли всех ашкеназов, живших среди сефардов). Аризаль в раннем возрасте лишился отца-ашкеназа и переехал с матерью-сефардкой в Египет. Там его учителями были Радбаз (раби Давид бен Зимра) и раби Бецалель Ашкенази (автор книги «Шита Мекубецет»). В книге последнего он фигурирует под именем «раби Ицхак». Сегодня учат его примечания к книгам Рамбама, и они поражают своей гениальностью. А ведь он тогда был совсем еще юным!

Еще в Египте ему открылся пророк Элияу. Откровения участились с переездом Аризаля в Землю Израиля. Этими откровениями он делился в частных беседах с раби Хаимом Виталем. В Израиле Аризаль прославился как выдающийся раввин и каббалист, но прожил там всего лишь один год и десять месяцев. В последний день своей жизни Рамак открыл своим ученикам, что его преемником будет тот, кто опознает место его захоронения. Это удалось сделать Аризалю.

Все открытия Аризаля основаны на книге «Зоар». Но его понимание этой книги настолько глубоко, что его можно считать новым звеном в передаче каббалы. До него существовал некий порядок уяснения вещей. После него началась новая эпоха. Он все перевел как бы в другую плоскость, на другой уровень.

Шла а-Кадош (Раби Йешаяу Горвиц, автор книги «Шней Лухот а-Брит») пишет, что со дня дарования Торы не существовало книги, подобной по святости «Эц Хаим» Аризаля (записана р. Хаимом Виталем).

В восьми главах книги объяснено все тайное учение. «Шаар а-Акдамот» – вступление в каббалу, развитие миров и т. п. «Шаар Маамарей Рашби» – пояснения к «Зоару». «Шаар Маамарей Разаль» – пояснения высказываний наших мудрецов. «Шаар а-Псуким» – объяснение ТаНаХа на уровне каббалы. «Шаар а-Мицвот» – объяснение тайн заповедей. «Шаар а-Каванот» – объяснение сокровенного смысла молитвы. «Шаар Руах а-Кодеш» – каванот ихудим – духовный настрой и постижение аспектов Единства Б-га. «Шаар а-Гильгулим» – тайны переселения душ. Все это настолько поражает своей глубиной и мудростью, что, как свидетельствует раби Хаим Виталь, невозможно было открыть без откровения с Небес.

Зачем каббала реформистам?

– Так кем же все-таки был Аризаль для еврейского народа?

– После открытий Аризаля такие гиганты духа, как Ор а-Хаим, Виленский Гаон и Бааль Шем Тов, могли всю жизнь изучать каббалу так же, как изучают Талмуд. Правило «Углубляйся в нее вновь и вновь, потому что в ней есть все» (Авот, 5:22) относится и к каббале, в рамках которой всегда можно найти нечто новое. Поверьте, здесь есть не меньше места для острого мышления, каверзных вопросов, глубокого понимания, сопоставления разных подходов. Все это – невероятная, бездонная глубина.

До Аризаля ни один каббалист не подходил ко всем вопросам в таком объеме, с таким охватом. Человек может досконально изучить «Шаар а-Акдамот», но, подойдя к «Шаар а-Каванот», чувствовать себя абсолютным профаном, потому что это – совершенно новая для него область с другим образом постижения, с иными правилами. И когда он дойдет до «Шаар а-Гильгулим», перед ним вновь откроется совершенно новый мир.

Те достойные, кто собираются войти в мир каббалы, еще в начале пути должны отдавать себе отчет, на что они идут, насколько серьезно и объемно учение Аризаля. Но многие наивно и неоправданно полагают, что это простая книга, вроде книг по еврейской этике или мидрашам, с единственной разницей, что в ней используется особый каббалистический язык. Поэтому с первых уроков необходимо готовить людей к тому, что их ожидает тяжелейшая работа и величайшая ответственность, что перед ними – новое цельное учение, своим объемом без преувеличения не уступающее Талмуду!

Величие Аризаля еще и в том, что он был признан всем еврейским народом. Нет такой общины или отдельной группы в еврейском народе, которая бы не признала и не приняла систему Аризаля. За свою короткую жизнь он удостоился титула «раввина (учителя) всего еврейского народа». Весь хасидизм построен на учении Аризаля. Все труды Виленского Гаона, как свидетельствуют его ученики, основаны на том же. Раби Хаим из Воложина в предисловии к «Сифра Децниута» пишет, что при одном упоминании имени Аризаля Виленский Гаон содрогался! Все комментарии Виленского Гаона к «Сифра Децниута» построены на учении Аризаля. Спрашивается, почему же он нигде не ссылается на «Эц Хаим»? Да по той же причине, по которой Шулхан Арух не ссылается на Талмуд! Одно напрямую вытекает из другого! Точно так же в книге Рамхаля «Дерех а-Шем» можно с легкостью проследить, как каждый отрывок вытекает из Аризаля.

Аризаль создал новый каббалистический язык. После него этот язык использовали и Рамхаль, и Рашаш, и Ор а-Хаим, и Виленский Гаон.

Все книги мусара, хасидизма, все толкование ТаНаХа мудрецами последних поколений базируется на каббале, даже книги Малбима, не говоря об Ор а-Хаиме, Хида и Бен Иш Хае. Рав Элияу Элиэзер Деслер открыто пользовался каббалистическими понятиями; остальные представители школы мусара не упоминали каббалу ни словом, но человек понимающий легко видит, откуда вытекают их идеи, уходящие корнями в мудрость тайной Торы.

Помимо этого Аризаль внес свою лепту и в алаху. И хотя часто возникают споры в случае, когда каббала внешне противоречит алахе, для сефардских мудрецов на протяжении последних трехсот лет решения Аризаля имеют статус практического закона. И даже в случае противоречия между мнением Аризаля и мнением Шулхан Аруха принято следовать постановлениям Аризаля. Мнения Аризаля приводит и «Маген Авраам». Хасидам Аризаль был ближе, чем представителям литовского еврейства, и они даже изменили нусах своей молитвы в соответствии с мнением Аризаля.

Мне кажется, что единственной причиной, почему Виленский Гаон не последовал их примеру, была его дальновидность. По-видимому он боялся, что «просвещенцы» и их последователи на основе этого начнут подрывать авторитет алахи и Шулхан Аруха, ссылаясь на «высшую каббалу». К сожалению, как раз это и произошло в истории Шабтая Цви. Поэтому после «каббалистического сумасшествия» саббатианства мудрецы Торы установили новые ограничения для изучения тайной части Торы.

Существуют издания Мишны, где в предисловии приведена биография Аризаля из книги «Бейт Раби». Написал ее ученик реформатора Мендельсона. У него была еще одна книга «Бар Йохай», в которой он как бы решает множество мнимых противоречий. Многим эта книга показалась новым путем, и она по ошибке была приведена в предисловии к «Зоару», изданному в Ливорно. Но что же притягивало первых реформистов, ярых приверженцев науки и логики, к мистике и тайнам Торы? Зачем им понадобилась книга «Зоар»? «Просвещенцы» видели в книге «Зоар» средство подрыва устоев алахи. Они не искали в каббале источник святости. Они искали авторитетный источник, который можно было с удобством использовать против алахи. И Виленский Гаон предвидел это! В наше время, нечего и говорить, что требуются строжайшие ограничения!

Тайное становится явным?

– Сегодня на каждом углу кричат, что в поколении перед приходом Машиаха все должны учить тайны Торы. Правда ли это?

– Ко мне уже много лет обращаются с вопросом: каковы условия для изучения трудов Аризаля, особенно касательно знаний алахи и работы над собой? И нет ли каких-нибудь послаблений для нашего поколения – ведь мы уже так близки к приходу Машиаха, и, может быть, изучение мудрости каббалы каждым без всяких предварительных условий еще больше приблизит это долгожданное время? Есть еще заявляющие, что, если некто пытался учить Талмуд, но его попытки не увенчались успехом, то это свидетельствует о том, что корень его души связан именно с тайной стороной Торы, и вот там-то он и добьется успеха. Особенно часто эти вопросы любят задавать новоиспеченные баалей-тшува.

Тора – вечна, и все ее слова и условия – вечны. Да, в «Зоаре» написано, что перед приходом Машиаха наступит особо благоприятное время для изучения тайной части Торы. Но нигде не написано, что это сможет позволить себе каждый встречный! Разве кто-нибудь мог себе представить, что каббалой будет заниматься некто, не соответствующий уровню мудреца Торы в области алахи и Талмуда, тот, кто не трудится над исправлением своего характера, т.е. не истинный праведник?! Сегодняшняя ситуация, когда такая учеба превратилась в массовое явление для людей, которые не знают даже Пятикнижия, является возмутительной!

В «Идра Зута» (одна из частей «Зоара», 294:2) написаны страшные вещи о грехах тех, кто открывает секреты Торы недостойным. С другой стороны, там говорится, сколь любим и желанен на небесах тот, кто скрывает тайны от тех, кто их не заслуживает, и открывает их только тем, кто достиг высот в Торе и добрых делах.

Да, изучение тайного учения – это необходимое условие для достижения цельности в выполнении заповеди изучения Торы, и оно приближает Избавление. Но речь идет только о тех, кто достиг цельности в Торе и работе над собой, а для остальных здесь не может быть никаких послаблений. А те, кто распространяет ложные слухи, что якобы все могут и должны изучать каббалу, искажают слова наших мудрецов, да будет память их благословенна, и по своему усмотрению просто вырывают слова из контекста, скрывая те места, где говорится правда, вводят в грех многих и не приближают, а отдаляют Избавление и, в конце концов, получат по заслугам.

– А как насчет книг, изобилующих каббалистическими терминами, вроде «Тании» и «Нефеш а-Хаим»?

– 250 лет назад мудрецы Торы увидели, что не каждый может углубленно изучать учение Аризаля. Но с другой стороны, действительно написано, что в заслугу тех, кто занимается тайнами Торы, мы выйдем из Изгнания. Что же делать? Такие выдающиеся раввины, как раби Шнеур-Залман из Ляд и раби Хаим из Воложина, написали книги, построенные на кратком изложении трудов Аризаля. Но написаны они так, что заключенные в них важнейшие принципы становятся общедоступными и тем, кто не может изучать сами источники. Поэтому и обычные люди, посвятившие себя Торе, могут учить такие книги: как «Тания», «Нефеш а-Хаим» или «Томер Двора» раби Моше Кордоверо.

Благодаря этим книгам можно хоть в какой-то степени почувствовать сладость общих фундаментальных принципов, обрести общие теоретические знания, чтобы впитать в себя огонь святости, обрести воодушевление в духовной работе, немного больше разбираться в смысле заповедей, направленности молитвы, понятиях греха, раскаяния и исправления, – это не просто можно, но и необходимо каждому еврею Торы. Все это – в форме отдельных идей мусара и хасидизма и под руководством опытного учителя. Для этого не обязательно быть величайшим праведником, и каждый аврех может это регулярно учить. И кто знает, возможно, через эти книги-введения найдутся те единицы, которые удостоятся войти в мир Аризаля. Я хочу обнадежить тех, кто искренне стремится к истине: когда человек по-настоящему достигнет необходимого уровня для занятий каббалой, ему обязательно предоставят такую возможность с Небес. Но те, кто пытается зайти в этот мир без надлежащей подготовки, подвергают самих себя опасности и лишаются успеха и в открытой части Торы.

Подготовил рав Р. Баргезон. Из книги «Верным будь! Тора о мистике» под редакцией рава Цви Патласа, издательство «Пардес»


http://www.beerot.ru/?p=16291