Рав Аарон Котлер — Глава 1 — Гаон из гаонов

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

2045

«Я предпочитаю быть служкой в синагоге, но не главой ешивы, в которой смешивают изучение несвятого со святым»

Биография

Рав Аарон Котлер родился в Свислочи (Российская империя, в наши дни – Беларусь) в 5652 (1892) году. Его отец – гаон рав Шнеур Залман Пинес, раввин местечка. Первым учителем рава Аарона был гаон рав Залман Сендер Шапиро, глава суда Торы города Кринки. В возрасте около 14 лет поступил в ешиву Слободка, и там удостоился признания как «ари ше-ба-хабура» – «сильного и дерзкого, как лев, среди товарищей по учебе».

В 5671 (1911) году он перешел в ешиву Слуцк и в 5674 (1914) году женился на дочери гаона рава Исера Залмана Мельцера, раввина Слуцка и главы ешивы. После женитьбы стал преподавателем ешивы, и его уроки получили известность за их высочайший уровень и остроту. В 5681 (1921) году ешива переехала в Клецк. В 5685 году его тесть, рав Исер Залман, уехал в Землю Израиля, а рав Аарон возглавил ешиву.

В 5693 (1933) году и 5696 (1936) году он ездил в США в интересах своей ешивы и делал там многое ради поднятия силы и достоинства Торы. Когда разразилась Вторая Мировая Война, он нашел убежище в Вильно, а оттуда попал на Дальний Восток. В 1941 году прибыл в США и подключился к усилиям по спасению еврейства Европы, вдохнув жизнь в деятельность Комитета по спасению.

В 5704 (1944) году рав Аарон Котлер основал ешиву «Бейт Мидраш Гавоа» в Лейквуде. Это ешива произвела переворот в США, поскольку была первой, в которой изучалась только Тора, без примеси светских предметов.

Он активно участвовал в общественных делах как в США, так и в Израиле. Рав Аарон самоотверженно трудился ради поддержания «Хинух Ацмаи» – системы независимого образования в духе Торы.

Рав Аарон Котлер скончался в Соединенных Штатах 2-го Кислева 5723 (1962) года и похоронен в Иерусалиме.

Его уроки, открытия в Торе, выступления и беседы напечатаны в книгах серии «Мишнат Раби Аарон».

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ГАОН ИЗ ГАОНОВ

Рав Хаим видит далеко

Уже с детских лет рав Аарон получил известность в мире ешив благодаря своим гениальным способностям. Величайшие знатоки Торы того поколения, среди них гаонырав Хаим из Бриска и рав Барух Бер Лейбович, увидели уже тогда, что ему предстоит стать одним из величайших мудрецов поколения.

Однажды рав Хаим приехал в Ковно и дал урок в ешиве «Кнесет Бейт Ицхак», во главе которой стоял его ученик рав Барух Бер. После урока молодые ученики ешивы долго стояли с ним и разговаривали на темы учебы – так долго, что рав Хаим уже почувствовал себя чрезвычайно уставшим.

Рав Барух Бер увидел, что рава Хаима охватила слабость, подошел к нему и спросил: «Почему раби позволяет, чтобы его так утомляли?» Рав Хаим ответил на это: «Здесь есть один молодой парень, на заслугах которого будет стоять половина мира. Это стоит того…» Тот парень, который утруждал рава на его уроке тяжелыми вопросами, и был Аарон Котлер (из уст его внука, рава Яакова Элиэзера Шварцмана).

Из числа маатикей а-шмуа

Рав Барух Бер также предсказывал, что раву Аарону предстоит быть одним измаатикей а-шмуа (передающих познания Торы из уст в уста, начиная с нашего учителя Моше), которые передадут ее будущим поколениям.

Адмор из Слонима, автор книги «Бейт Авраам», встретился в Каменце с равом Барухом Бером. Среди прочего он попросил его посодействовать в ремонте местной миквы. Рав Барух, однако, предложил ему изложить свою просьбу перед раввином города, говоря, что можно положиться на него, на то, что он сделает все, что надо.

Адмор спросил его: «Но ведь сказали наши мудрецы: велика учеба, приводящая к исполнению; и что же с “исполнением”?»

Ответил ему рав Барух Бер: «”Исполнение” – это изучение Торы и обучение ей других, чтобы передавать ее из поколения в поколение! И особенно – когда мы видим таких талантливых учеников, как Аарон из Свислочи! Я стараюсь вкладывать в них побольше сил, чтобы они передали Тору дальше, следующим поколениям! Это и есть самое великое “исполнение”».

Рассказывал рав Элиэзер Хаим Токар: «Однажды рав Барух Бер проходил мимо нескольких молодых учеников, которые вели записи для книги рава Баруха Бера «Биркат Шмуэль» [в ходе подготовки ее к изданию], и увидел, что они записывают в ней новые идеи от имени рава Аарона. Увидев учителя, они обратились к нему с вопросом, как называть его в книге. Он ответил: “Пишите так: наш учитель, великий гаон”. Спрашивающие удивились такому почету, воздаваемому молодому и еще не известному ученику, и рав Барух Бер ответил им: “Он еще потрясет многих, этот великий гаон…”».

«Гениальная голова»

Гаон рав Залман Сороцкин из Луцка рассказывал, что после того, как рав Аарон, молодой тогда ученик, встретился с равом Меиром Симхой из Двинска, автором книги «Ор Самеах», рав Меир Симха сказал, что этот молодой ученик будет раби Акивой Эйгером следующего поколения. Его тесть, гаон рав Исер Залман, сказал о нем так: «Я тоже могу давать уроки, как рав Аарон. Но если он готовит такой урок за один день, у меня это займет неделю или две» («А-Дэа ве-а-Дибур», стр. 201). И еще сказал о нем: «У него мозг гения, как пятьсот лет назад!»

Даже тогда, когда он занимался общественными делами – а это отнимало у него очень много времени, – это не означало для него потерю Торы. Его гениальный мозг позволял ему заниматься двумя разными делами одновременно.

Рассказывает адмор из Слонима, рав Шалом Ноах Березовский [известный ныне автор книги «Нетивот Шалом»]: «Я принимал участие в заседании Совета ешив, в котором участвовали все великие мудрецы Торы поколения. Шла оживленная дискуссия по определенной теме. Наш учитель [рав Аарон] тоже был там и спорил горячо, по своему обыкновению. И вдруг я слышу, что он роняет фразу, совершенно не относящуюся к теме спора: “Но то, что говорит Рамбам о нечистоте мертвого, никак не согласуется с этим…” Голова его находилась совершенно в другом месте – с Рамбамом, в законах о нечистоте мертвого».

Однажды, когда наш учитель говорил по телефону, его собеседнику показалось, что он погружен в учебу и не может уделить ему внимание. Он сказал: «Мне кажется, что рав занят учебой и не слышит мои слова». Но рав Аарон ответил ему: «Я сейчас повторю слово в слово все, что Вы мне говорили», – и сделал это…

Раби Хия и раби Ханина

Наш учитель гаон рав Элазар Менахем Ман Шах называл рав Аарона Котлера так: «Наш учитель, истинный гаон, краса Израиля и великолепие его» («Михтавит у-Маамарим», ч. 6, стр. 36). В прощальном слове о нем он сказал: «Мы потеряли великих людей Торы, которые были с нами: рава Исера Залмана, Хазон Иша, рава из Бриска, да будет память праведников благословенна. Но все время, пока наш учитель [рав Аарон] был с нами, было еще нам за что держаться. Он был последним» (там, ч. 3, стр. 150).

И еще он сказал: «Чтобы понять как надлежит, насколько велика эта потеря – его уход, приведем слова Гемары (Бава Меция, 85б): “Когда спорили между собой раби Ханина и раби Хия, сказал раби Ханина раби Хие: не спорь со мной! Если забудется, не дай Б-г, Устная Тора в Израиле – в моих силах вернуть ее глубочайшим анализом и постижением. Ответил ему раби Хия: и со мною ты споришь? Я сделал так, что Тора не забудется в Израиле, – и тем я это сделал, что подготовил много учеников!”»

И наш учитель рав Шах объяснил, что спор между раби Ханиной и раби Хией – это спор об ответе на вопрос, что важнее и предпочтительнее: поставить на ноги одного очень большого мудреца, так, что силой его Торы и духовных высот возвысится также и среда его, как мы это видели во всех местах изгнания Израиля – что всюду, где был великий человек, была Тора для многих, – или же умножить учеников, и этим обеспечить существование народа – тем, что не забудется Тора в Израиле.

«Все мы знаем, что для нашего учителя были исполнены оба обещания», – сказал рав Шах, – «была дана ему и та сила, которая была у раби Ханины, и та сила, которая была у раби Хии. Он вернул Тору, осуществлял ее глубочайшим анализом и постижением, силой своего величия в Торе – и он ставил на ноги многих мудрецов Торы, основал ешивы; и умножил Тору в Израиле в гигантских масштабах».

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=22076