Рав Аарон Котлер — Глава 2 — Часть 3 — «Пусть лучше ешива моя закроется, но честь Торы будет сохранена»

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

2148

ГЛАВА ВТОРАЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТОРЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

«Сколько он стоит?»

При своем первом появлении перед раввинами Соединенных Штатов рав Аарон произнес воодушевляющую, горячую речь об обязанности раввинов подняться и стать такими, какими были они сами в Европе. В середине его речи один из старых опытных раввинов спросил другого, сидевшего рядом с ним: «Какую должность он занимает?» Тот осветил: «Он – глава ешивы Лейквуд». Первый: «А какова его недельная зарплата?» Тот назвал сумму – 50 долларов, совершенно ничтожную.

И вот как отреагировал на это старый и опытный американский раввин: «Сколько нахальства в этом человеке! Он “стоит” 50 долларов в неделю, и еще указывает нам, старым опытным раввинам, что нам делать?! Нам, которые “стоят” во столько-то и столько-то раз больше?!» («сколько человек стоит» в Соединенных Штатах, определяется тем, сколько он зарабатывает).

Вопреки всему, наш учитель преуспел и в этой своей миссии, как и во всем, что он брал на себя. К великому сожалению, после его смерти упомянутая выше организация «Агудат а-Рабаним» сошла с высот, на которые он поднял ее, и вернулась к тому, чем была прежде.

Сеть его расставлена…

Рав Аарон был целиком и полностью занят тем, чтобы поднять силу и достоинство еврейства Америки путем основания святых ешив, а также системы образовательных учреждений для девочек и девушек «Бейт Яаков», и посылал своих учеников на «завоевание» городов, далеких от Нью-Йорка. О его деятельности и успехах можно было бы написать еще очень много, но здесь для этого нет места и возможности.

Приведем лишь одну историю в качестве примера. В 5713 (1953) году я побывал в штате Техас, в городе Даллас, далеком от Нью-Йорка и его духовного влияния. Город этот известен своими нефтяными скважинами, и жители его, включая евреев, очень разбогатели на нефтяном бизнесе.

Целью моего приезда туда была организация сбора средств на нужды «Хинух Ацмаи» – «Системы независимого образования», в надежде, что богатые евреи будут щедро жертвовать на это. Инициатором поездки был рав Аарон, который утверждал, что «Хинух Ацмаи» должен пользоваться поддержкой не только евреев-харедим. Он говорил, что нужно расширить круг участников этого дела и собирать пожертвования также у богатых евреев не из общины харедим.

Перед наступающей Субботой я искал миньян [группу для совместной молитвы] евреев, соблюдающих Тору и заповеди. Мне сказали, что есть один такой, начинающий молитву рано утром, и я подумал, что евреи, встающие на молитву очень рано, конечно же соблюдают Тору и заповеди. Я пришел туда и удивился, как быстро они молятся. Мне объяснили: «Мы все должны являться на работу в восемь-полдевятого; потому и начинаем так рано».

Поездка в Даллас успеха не принесла. Там не было ни одного еврея, соблюдающего Субботу, и мои призывы о помощи «Хинух Ацмаи» остались гласом вопиющего в пустыне.

Я очень удивился, встретив в этом городе молодую пару харедим. Муж был из учеников ешивы «Лейквуд», а жена – ученица «Бейт Яакова». На мой вопрос, что они делают в Далласе, они ответили, что рав Аарон Котлер послал их сюда, чтобы муж открыл здесь талмуд-тору, а жена его – учреждение «Бейт Яаков». Я был потрясен этими словами. Я не мог постичь замысел нашего учителя, и подумал, что, быть может, он не ориентируется в обстановке и не знает, в каком состоянии находится еврейская жизнь в Далласе.

Примерно через двадцать лет я вновь был приглашен в Даллас. К моему удивлению, я увидел там талмуд-тору и «Бейт Яаков» во всей их красе, а также колель для женатых мужчин. И еще открылось мне, что учащиеся этого колеля сумели оказать влияние на достаточно широкие еврейские круги, побуждая людей вернуться к Всевышнему, соблюдать надлежащим образом Субботу и заповеди. Тогда я понял и оценил умение рава Аарона смотреть вперед, всю глубину его понимания.

Я говорю здесь о Далласе лишь для примера. Из всех городов он был, вероятно, слабейшим в отношении идишкайта, и наш учитель посылал туда своих учеников, которым, действительно, удалось создать там учреждения Торы и обратить часть евреев к соблюдению заповедей. Среди городов, в которые рав Аарон Котлер посылал своих учеников, чтобы «оплодотворить» эту духовную пустыню, были Канзас-Сити, Миннеаполис в штате Миннесота, Денвер и многие другие.

«Я хотел бы, чтобы Вы поняли, что на Вас возложено поддерживать ешивы»

Однажды я пригласил известного благотворителя из Англии сэра Айзека Вольфсона посетить детский кампус «Сде Хемед». Осмотрев кампус, он дал большую сумму на его развитие.

Когда сэра Вольфсона удостоили произнести речь, он рассказал, что несколько лет назад, когда рав Аарон был с визитом в Лондоне, рав просил о встрече с ним. «Я тогда уклонился от встречи», – сказал сэр Вольфсон, – «так как понимал, что рав Аарон будет просить деньги для своей ешивы. Но когда рав Котлер сказал, что достаточно будет встретиться лишь на пять минут, – согласился».

И далее: «Во время встречи я настолько попал под обаяние его личности, что она растянулась на два часа. Я получал большое удовольствие от каждой минуты нашей беседы, и в конце сказал ему: “Но ведь рав пришел не только для того, чтобы доставить мне наслаждение своими чудесными словами, и наверняка попросит меня о пожертвовании для своей ешивы”. Но к моему удивлению он ответил, что вовсе не просит меня об этом. И на мой недоуменный вопрос, какова же в таком случае была цель его прихода ко мне, ответил: “Я хотел, чтобы Вы поняли, что на Вас возложена обязанность поддерживать ешивы и учреждения Торы – то, чего Вы не удостаивались до сих пор”.

Я обещал ему делать то, о чем он говорит. Но – грехи мои я вспоминаю сегодня – шли годы, а я все никак не начинал исполнять свое обещание. Но теперь, когда рав Лоренц привез меня в этот чудесный кампус, которому я предоставляю сейчас существенную поддержку, – снесены преграды, мешавшие до сих пор исполнению обещания, данного мной тогда нашему учителю. И после того, как я начал теперь жертвовать деньги в пользу этого места, где дети изучают Тору, – продолжу и дальше поддерживать учреждения Торы».

«Пусть лучше ешива моя закроется, но честь Торы будет сохранена»

Рав Аарон не всегда был в простых и легких отношениях со своими спонсорами, хотя они и жертвовали щедро. Когда один из них высказал перед ним нечто, не соответствующее духу Торы, рав Аарон начал говорить взволнованные слова о сущности Торы и о ее мировоззрении. По самым разным поводам он пытался влиять на спонсоров, неся им дух Торы и святости.

Тот, кто сопровождал тогда рава Аарона, обратил его внимание на то, что подобное «воспитание», которое едва ли по душе спонсорам, может причинить ешиве большой ущерб. Тот, однако, ответил: «Пусть лучше падет ешива Лейквуд и больше не поднимется, но ни одно слово Торы не сдвинется с места, не дай Б-г».

Как известно, рав Котлер изо всех сил боролся против планов основания «Мирового духовного центра» в «Эйхаль Шломо» [известном здании в Иерусалиме на улице «Кинг Джордж»]. В связи с этим он разделял мнение рава Ицхака Зэева из Бриска о том, что нужно уничтожать зло с самого начала, пока оно не укоренилось, ибо после того, как этот «Центр» будет создан и превратится в подобие «Санедрина», трудно будет уже что-либо сделать с ним.

Один из больших жертвователей в пользу ешивы Лейквуд сказал нашему учителю, что он готов ежегодно предоставлять ешиве большую сумму при условии, что рав Аарон прекратит публично выступать против проекта «Мирового духовного центра». Рав Котлер отверг это предложение; он сказал: «Пусть лучше ешива моя закроется, но честь Торы будет сохранена!»

Община Израиля важнее!

Один знаменитый спонсор, известный как очень большой богач, отказывался встретиться с равом Аароном. Попытки организовать встречу с ним долгое время были безуспешными. В конце концов, после многих усилий, встреча все же была назначена.

Рав Аарон начал было объяснять этому богачу важность ешивы Лейквуд, но в ходе беседы стало ясно, что тот принадлежит к числу поддерживающих проект «Эйхаль Шломо» в Иерусалиме, вопреки мнению рава Ицхака Зэева из Бриска.

Услышав, что его собеседник поддерживает «Эйхаль Шломо», наш учитель тут же перестал говорить с ним о своей ешиве и начал в большим воодушевлением говорить о сопротивлении великих мудрецов Торы проекту «Эйхаль Шломо». Рав Котлер объяснил ему, что из-за своей поддержки этого дела он будет считаться «преступающим слова мудрецов». После того, как ему удалось переубедить своего собеседника, наш учитель простился с ним, не упомянув ни словом ешиву Лейквуд, ради которой, собственно, и была устроена эта встреча после долгих отказов со стороны спонсора.

Когда рав Аарон вернулся в Лейквуд, приближенные к нему спросили, насколько успешным оказался этот визит. Он ответил: «Слава Б-гу, все прошло успешно. Мне удалось убедить того богача, что проект “Эйхаль Шломо” несет духовную опасность!» А то, что рав ничего не сделал для ешивы, забылось у него совершенно.

Об этой истории рассказали известному праведнику раву Йеуде Зэеву Сегелю, главе ешивы в Манчестере, во время одного из его визитов в США. Он отозвался с большим воодушевлением: «Если бы я приехал в Америку только для того, чтобы выслушать этот рассказ, – мне было бы довольно!»

«Сухие кости, слушайте слово Г-спода!» (Йехезкель, 37:4)

«Долина сухих костей» открылась глазам нашего учителя, когда он прибыл в «американскую пустыню». Топкое болото материальности полно было сухих костей, без капли влаги духовной. Но могучий дух рава Аарона обдал эти кости живительной росой. Юноши, погруженные с головой, душой и телом в материальность, в бейсбол и футбол, превратились, приблизившись к нему, в настоящих бней Тора, подобных ученикам ешив в Клецке, Каменце и Мире. Дух материальности уступил, постепенно и понемногу, место могучему желанию удостоиться еще и еще духовности. И тем самым как бы осуществилось пророчество (Йехезкель, из гл. 37): «…И увлек меня духом (Своим) Г-сподь, и опустил меня среди долины, и она полна костей. И вот – много их чрезвычайно… и очень иссохшие… И сказал Он мне: пророчествуй о костях этих и скажи им: кости иссохшие, слушайте слово Г-спода!.. Вот Я ввожу в вас дыхание [жизни]… И видел я: вот на них жилы, и плоть поднялась, и покрыла их кожа сверху… И вошло в них дыхание [жизни], и они ожили, и встали на ноги свои – полчище превеликое».

Этот великий переворот, который совершил наш учитель в Америке, подобный в полном смысле слова «творению из ничего», вдохновляет нас. И дает нам надежду, что все евреи, далекие от Торы и заповедей, живущие в Америке, как и все думающие, что можно быть «израильтянином» без того, чтобы быть евреем, соблюдающим Тору и заповеди, – все они тоже вернутся к Отцу своему, который на Небесах, и осуществится тем пророчество Йехезкеля (там далее): «…Кости эти – весь дом Израиля. Вот, говорят [они]: иссохли кости наши, и исчезла надежда наша… Посему пророчествуй и скажи им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я открываю могилы ваши… И вложу дух Мой в вас, и оживете… И узнаете, что Я, Г-сподь, сказал – и сделаю, слово Г-спода Б-га!»

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=23104