Рав Бенцион Аба Шауль — Любовь к Торе и народу Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

2775

Когда машины «скорой помощи» с воем проносились по иерусалимской улице Малхей Исраэль мимо ешивы «Порат Йосеф», ее глава рав Бенцион Аба Шауль на мгновение замолкал посреди своего урока или учебы. Затем он с чувством желал проезжавшему в «скорой» пациенту скорейшего выздоровления, и продолжал. Ученики спросили, зачем каждый раз глава ешивы прерывается. Рав Бенцион ответил: «Я ничего не могу с собой поделать. Я слишком сильно люблю людей».

Это качество – аават Исраэль, любовь к народу Израиля – у великого мудреца Торы рава Бенциона Абы Шауля было по-настоящему уникальным. Он не мог пойти спать, не проанализировав своих поступков за день, и, самое главное – не простив от всей души всех, кто сделал ему что-то неприятное. Доходило до того, что он просто не мог заснуть, пока искал, как оправдать того или иного человека!

Его как-то спросили, как научиться ценить межличностные отношения. Он ответил так: «Все очень просто. Вместо того, чтобы думать о том, что люди вам должны, просто перечислите в уме все заповеди “между человеком и человеком”. Когда перечислите все, просто задайте себе вопрос: “Как можно быть в ссоре с людьми, если я должен им так много?!”»

Чудесное начало

Как и у многих великих мудрецов Торы, само появление рава Бенциона Абы Шауля на свет не обошлось без маленьких чудес. Подобные события как бы предвещают будущее величие человека.

Отец рава Бенциона рав Элияу рос в небольшой деревушке в Иране. Однажды тамошний правитель поставил евреев перед выбором – или принять ислам, или быть убитыми. Родители рава Элияу приняли решение бежать, но не изменить вере отцов. Они отправились в далекое и опасное путешествие на Святую Землю.

Через некоторое время после прибытия семья осела в Иерусалиме. Рав Элияу женился на рабанит Банье, женщине, преданной Торе. Когда ее сыновья впервые вернулись из талмуд-торы, она стала перед ними на колени и сказала: «Вы станете настоящими мудрецами Торы!». Молитвы праведной женщины были услышаны.

Надо отметить, что в те годы дети из сефардских семей не так часто становились учениками ешив, как в наши дни [прим. автора – сегодня это во многом заслуга таких людей, как рав Аба Шауль]. Родителей новых репатриантов убеждали, что давать детям религиозное образование – бесперспективно. И в этом плане родившийся 29 тамуза 5684 (1924) года рав Бенцион и его братья, учившиеся в ешиве «Бней Цион», основанной равом Меиром Порушем, были счастливым исключением из правил. Позднее рав Бенцион помогал раву Порушу искать новых учеников (а по сути – спасать еврейские души от нерелигиозного образования).

Повзрослев, рав Бенцион стал учеником выдающихся сефардских мудрецов Торы – рава Яакова Адаса и рава Эзры Атьи, главы ешивы «Порат Йосеф». С равом Атьей у рава Бенциона сложились особенно близкие отношения ученика и учителя, что повлияло на всю его дальнейшую жизнь. Именно в ешиве «Порат Йосеф» (его партнерами в учебе в разные годы были величайшие сефардские мудрецы последних поколений – рав Овадья Йосеф и рав Йеуда Цадка) прошло становление рава Бенциона как великого мудреца Торы.

Брак и дальнейшая учеба

В 5709 году рав Бенцион Аба Шауль женился на рабанит Адассе, дочке великого мудреца Торы и каббалиста рава Йосефа Шарбани, и внучке рава Йешуа Шарбани, близкого ученика великого Бен Иш Хая. Многие пытались отговорить рабанит Адассу от брака с человеком, который собирается всю жизнь учить Тору, но она была непреклонна и заявила, что готова терпеть любые трудности ради того, чтобы муж учил Тору.

Когда раву Бенциону было 20 лет, глава ешивы рав Атья выбрал его, как наиболее способного ученика, для необычного экзамена, который проводил рав Элиэзер Сильвер (выдающийся мудрец Торы и филантроп из США). Рав Сильвер посещал ешивы в Земле Израиля и проводил экзамены среди учащихся ради того, чтобы в дальнейшем уговорить американских меценатов финансировать их (те не очень верили в способности учеников ешив в Земле Израиля в те годы). Рав Сильвер быстро понял, что рав Аба Шауль весьма одарен, и задал очень сложный вопрос из седер Таарот. Когда рав Бенцион ответил, рав Сильвер вскочил со своего места и воскликнул: «Этот вопрос я сам задавал сорок лет назад великому раву Меиру Симхе из Двинска! И он дал такой же ответ!» Позднее рав Атья говорил, что у рава Абы Шауля был еще один ответ на этот вопрос, но он постеснялся его высказать.

После свадьбы рав Бенцион начал давать уроки в ешиве «Бней Цион». Через некоторое время рав Атья призвал его принять пост главы ешивы «Порат Йосеф», однако рав Бенцион отказался. Он давал уроки по Шульхан Аруху в ешиве, а также уроки в синагоге «Оэль Рахель» в квартале Бухарим в Иерусалиме, габаем которой был его отец.

У рава Бенциона и рабанит Адассы долгое время не было детей. Понадобилось благословение великого Хазон Иша и рава Аарона из Бельз, чтобы у них родился сын, которого назвали Элияу.

«Но я – не талмид-хахам!»

Изучение Торы и исправление душевных качеств – два необходимых условия для подлинного величия человека. Рав Бенцион Аба Шауль в полной мере может считаться доказательством этого правила.

В 5723 (1963) году в ешиве «Порат Йосеф» было принято решение, чтобы все преподаватели носили фраки. Рав Бенцион был очень расстроен этим решением. Друзья и коллеги успокаивали его, убеждая, что он привыкнет, когда все они станут так одеваться. Однако рав Бенцион был иного мнения: «Как я могу носить фрак? Это – одежда мудрецов Торы, но я – не талмид хахам!»

Его скромность была безграничной, как и величие в Торе. Однажды за пуримским застольем он попросил гостей, чтобы они молились за него о том, чтобы он удостоился знать всего одну алаху!

Как-то раз вечером кто-то запер кухню ешивы «Порат Йосеф». Сто двадцать голодных юношей и битуль Тора, который мог вызвать этот голод, требовали решительных действий. Не раздумывая ни минуты, рав Бенцион (на тот момент – уже глава ешивы) отправил посыльного в пекарню за питами, и в магазин за овощами и фалафелем.

Пришедшие в столовую после седера учащиеся ешивы были поражены увиденным. Со скоростью, которой позавидовали бы в иерусалимских фалафельных, рав Бенцион Аба Шауль собственноручно наполнял питы. Закончив и пожелав ученикам «приятного аппетита», рав Бенцион вернулся к учебе. Говорят, в тот день ученики ешивы отказывались покинуть бейт-мидраш до поздней ночи.

Когда рав Бенцион Аба Шауль говорил с учениками о любви к Творцу, глаза его блестели, а лицо – светилось.

Не раз его спрашивали, как достигнуть великого качества – ират Шамаим, страха перед Небесами. Он говорил так: «Иногда человек ищет заповеди (а именно они приводят к Б-гобоязненности), чтобы их исполнить, но не знает, что многие из них – буквально на кончиках пальцев. Например, просто избегая посещения запрещенных мест, или не глядя на запрещенное, можно заработать сотни мицвот!»

Вскоре после того, как рав Бенцион оправился от перенесенного инсульта, он сказал брату своей жены, раву Реувену: «Все эти дни меня не беспокоило, сколько я еще проживу. Меня мучило другое: смогу ли я достойно предстать перед Небесным Судом с моими земными делами».

Отношение к родителям и жене

Каждую пятницу рав Бенцион Аба Шауль проделывал долгий путь из иерусалимского района Катамон, где жил сам, в квартал Бухарим, где жили его родители. Он приходил в их дом, чтобы поцеловать их руки перед Шаббатом (этот обычай описывает великий Аризаль в «Шаар а-Каванот», 71). Так продолжалось и в те дни, когда Иерусалим был разделен на две части, и часть пути фактически пролегала по линии фронта между Израилем и Иорданией. В тот же вечер он пешком возвращался домой, чтобы провести трапезу с рабанит, а наутро – снова шел в район Бухарим, чтобы помолиться в синагоге «Оэль Рахель» с отцом.

Его отношение к жене также было образцовым. Он часто говорил своим ученикам: «Сказали наши мудрецы, что если мужчина и женщина удостаиваются – между ними присутствует Шехина. Что это значит? Когда в доме есть Шехина, ничто не может помешать семье – Сатан не смеет открыть рот там, где есть Шехина! Как этого добиться? Почитайте свою жену на словах и на деле! Говорите с ней, судите о ней к добру, исполняйте ее просьбы – и удостоитесь Шехины!»

Вряд ли кто-то может усомниться, что рав Бенцион поступал именно так, как говорил.

Служение Всевышнему

Рав Бенцион Аба Шауль был образцом служения Творцу в радости. Его энтузиазм был заразителен, что и привлекало к нему множество людей, даже далеких от Торы.

Однажды на уроке рав Бенцион объяснял, почему запрещено просить нееврея потушить огонь, даже если есть угроза потерять имущество (но нет опасности для жизни). Один из учеников возмущенно воскликнул: «Квод а-рав! Неужели я должен стоять и смотреть, как мое имущество превращается в дым?!» Рав Бенцион улыбнулся и ответил: «Этого я не говорил. Вы должны радоваться и петь, ведь вы удостоились исполнить сказанное “И возлюби Г-спода, Б-га твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всеми силами твоими (меодеха)”. Слово “меодеха” наши мудрецы объясняют как “имущество”».

Один из учеников вспоминал, как рав Бенцион строил свою учебу, и как рекомендовал учиться другим: «Прежде всего, он в полном объеме объяснял пшат (простое понимание) изучаемой сугии (отрывка Гемары). В пшате нет мелочей или незначительных подробностей – все важно, и все требуется усвоить: кто сказал, о чем спорили, к какому выводу пришли, и почему. Необходимо прояснить и понять все рассуждения Гемары.

Поняв и усвоив пшат, нужно переходить к пониманию Раши. У Раши нет лишнего и малозначительного – каждое его слово имеет вес. Усвоив Раши, переходим к Тосфот: чем их мнение или понимание отличается от мнения и понимания Раши.

Только усвоив и поняв все написанное на листе Гемары, можно переходить к изучению других комментаторов».

Хотя величие в Торе и ясность мысли рава Бенциона были известны и очевидны для многих людей, он долгое время отказывался отвечать на алахические вопросы. До смерти своего наставника рава Эзры Атьи он не отвечал на подобные вопросы даже ближайшим ученикам и родственникам.

После смерти рава Атьи он уже был готов обсуждать тот или иной вопрос с учениками, но – без окончательного постановления.

Рав Йеуда Цадка (в те дни – глава ешивы «Порат Йосеф») решил положить этому конец и начал отправлять к своему другу и партнеру по учебе людей с алахическими вопросами. Знавших рава Бенциона лично, он напутствовал: «Рав Бенцион откажет, но вы не сдавайтесь». Через некоторое время рав Бенцион не выдержал и пришел к главе ешивы с вопросом, как ему поступить. Рав Цадка ответил: «Вы прекрасно разбираетесь в Алахе! Почему нужно скрывать это от людей?»

Однажды по дороге в ешиву рав Бенцион увидел, как один из учеников ешивы читает объявление на столбе. Неожиданно рав закричал: «Спасите! Помогите! Опасно!», и побежал в сторону ешивы. Ученик, бросив свое занятие, догнал рава Бенциона и взволнованно спросил: «Что случилось? Кому нужна помощь? Кто в опасности?» Рав Бенцион ответил: «Весь мир в опасности! И ему нужна помощь, ведь если Вы не будете изучать Тору, он будет разрушен! Если бы Вы были врачом “скорой помощи”, Вы бы остановились, чтобы прочитать объявление? Но Вы – бен Тора, и Ваша работа еще более важна, ибо только в заслугу изучения Торы поддерживается существование этого мира!»

Общинная жизнь

Великая скромность и «четыре локтя алахи», в которых рав Бенцион проводил большую часть времени, не помешали ему проявить себя как руководителя общины. Его активное участие в борьбе за святость Шаббата, против осквернения могил и призыва девушек на так называемую «гражданскую службу» (он, не колеблясь, подписал воззвание «быть убитым, но не преступить») делали его значимой фигурой общинной жизни.

Ему пришлось объездить полмира, посещая множество сефардских общин – в Италии, Франции, Мексике, Колумбии, США и других странах. Он посылал туда своих учеников – моэлей, шойхетов, раввинов – дабы укрепить общины в странах рассеяния и спасти их от ассимиляции.

Отдельно стоит выделить великую заслугу рава Бенциона – совместно с равом Йеудой Цадкой и равом Овадьей Йосефом он основал «Мааян а-Хинух а-Торани». Эта организация открыла множество ешив для сефардских евреев по всей Земле Израиля. Благодаря этой организации удалось остановить волну отрыва от Торы среди сефардского еврейства, а также вырастить поколение сефардских бней Тора. Это предприятие рав Бенцион считал делом своей жизни, вложил в него много сил и средств.

Как-то раз, идя по улице, рав Аба Шауль увидел автобус, который остановился рядом с талмуд-торой. Двери распахнулись, и из автобуса хлынул веселый поток детворы – учеников талмуд-торы, которых привезли на занятия. Рав Бенцион обернулся к сопровождавшим его и воодушевленно воскликнул: «Вы видели, как открылись двери?! Это похоже на то, как открывают Арон а-Кодеш! Я завидую этому водителю – он привез своих пассажиров прямо к горе Синай, где они вот-вот получат Тору!»

***

Великий мудрец Торы рав Бенцион Аба Шауль был призван в Небесную Ешиву 19 тамуза 5768 (1998) года. Тяжесть потери великого мудреца и настоящего праведника, любившего весь народ Израиля, собрала на похоронах более двухсот тысяч человек, пришедших проводить великого наставника народа Израиля.

Духовное наследие рава Бенциона Абы Шауля собрано в книгах «Ор ле-Цион», его сын рав Элияу стоит во главе одноименной ешивы.

В последний день шива по великому мудрецу в Иерусалиме произошло большое чудо. Террорист-смертник завез машину, набитую взрывчаткой, в центр города. Внезапно автомобиль загорелся, и прохожие кинулись его тушить и спасать водителя, не зная, что это – убийца-смертник, а машина начинена взрывчаткой. Если бы та бомба взорвалась – последствия были бы катастрофическими.

Безусловно, мы не знаем, что произошло с пациентами «скорой помощи», которые неслись мимо ешивы «Порат Йосеф» и получили благословение рава Бенциона. Тем более нам не дано знать, что происходило на Небесах в последний день шива по нему. Одно можно сказать точно – в заслугу великого мудреца в этот мир приходят неисчислимые блага и, порой незаметные для глаз, чудеса.


http://www.beerot.ru/?p=10771