Рав Носон Цви Финкель — глава ешивы «Мир»

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

1218
рав носон цви финкель

Когда мы рассказываем о великих мудрецах Торы, то часто случается так, что величие в Торе у них проявилось с самого детства или юности. Редко приходится слышать об обычном ребенке, который становится главой поколения, наставником для многих тысяч бней Тора. Гораздо чаще можно услышать рассказы о том, как такой человек еще в детстве поражал меламедов и сверстников уникальными для своего возраста познаниями. Однако Всевышний в своей мудрости устроил так, что величие в Торе далеко не всегда зависит от того, каким человек был в детстве – способным или неспособным, учился ли в прославленной ешиве или проводил время, играя со сверстниками в баскетбол. В любой момент жизни может случиться так, что человек, еще вчера не думавший о серьезном изучении Торы, вдруг становится прилежным учеником ешивы, образцом постоянства в учебе. И совершенно неожиданно для окружающих из «простого» юноши вырастает великий мудрец Торы.

На самом деле ничего неожиданного в таком «превращении» нет. Мудрость и величие в Торе не являются личным достижением человека – без помощи Творца такое просто не возможно. Все зависит и от постоянства человека в учебе, его желания расти в Торе и совершенства душевных качеств. Большую роль в таком «превращении» зачастую играет семья.

Все сказанное выше в полной мере относится к одному из величайших глав ешив последнего поколения, великому мудрецу Торы и наставнику многих тысяч (без всякого преувеличения) учеников, раву Носону Цви Финкелю.

Он родился в 5703 (1943) году в Америке в Чикаго в семье потомков великих мудрецов Торы. Его отец, рав Элияу Меир Финкель был внуком великого Алтера из Слободки (одного из величайших столпов движения мусар), и рав Носон Цви был назван в честь великого прадеда.

Детство будущего главы ешивы прошло в Америке. Он учился в еврейской школе, в которой половину дня преподавали общеобразовательные предметы, а половину – традиционные еврейские. Такие учебные заведения были несравнимы с ешивой, а для великих предков рава Носона Цви такое «совмещение» было бы немыслимым кощунством и попранием Торы. Юноша из такого заведения во главе прославленной ешивы? Вряд ли в это можно было поверить.

Все поменялось когда раву Носону Цви исполнилось 14 лет, и он с родителями поехал в Землю Израиля. Это путешествие навсегда изменило жизнь юноши – он познакомился со своим великим дядей, прославленным главой ешивы Мир, великим мудрецом Торы, равом Элиэзером Йеудой Финкелем. С этого момента началось «превращение» простого мальчика из хорошей еврейской семьи в великого мудреца Торы и главу ешивы.

Рав Элиэзер Йеуда уговорил родителей рава Носона Цви (в особенности его маму, ребецен Сару, да продлятся ее дни) оставить сына в ешиве в Иерусалиме. И хотя спустя некоторое время рав Носон Цви вернулся (по настоянию родителей) в Америку, чтобы закончить обучение, сердце его уже было полностью поглощено изучением Торы в стенах прославленной ешивы Мир, отстроенной в Иерусалиме.

Наставником рава Носона Цви стал великий мудрец Торы рав Хаим Камил. Даже будучи наставником для тысяч учеников, рав Носон Цви продолжал ездить к раву Камилу в Офаким, где тот был главой ешивы.

Великое постоянство в учебе рава Хаима в полной мере передалось и его ученику. Рав Носон Цви учился постоянно и в любых обстоятельствах. Величие в Торе достигается именно тогда, когда человек превращает в бейт-мидраш любую пригодную обстановку.

Однако постоянство в Торе – это еще не все, рав Финкель любил учить Тору. Об этом он писал своим родителям (в самом начале своего пребывания в Земле Израиля – успокоить мать, которая справедливо сравнивала свое решение оставить сына в ешиве с принесением нашим праотцом Авраамом своего сына Ицхака в жертву), именно этим чувством он «заражал» своих многочисленных учеников.

Для того, чтобы стать великим наставником в Торе, не нужны годы обучения педагогике. Достаточно лишь трех компонентов: любви к самой Торе, любви к ученикам и помощи Свыше (без которой никогда не достигнуть ничего из перечисленного). Любовь к Торе раву Носону Цви была, без сомнений привита, еще  в родительском доме, великие наставники лишь развили успех хороших еврейских родителей. Что касается любви к ученикам, то она происходит из уникального совершенства душевных качеств. У рава Носона Цви это совершенство было поистине абсолютным.

Когда у рава Финкеля появился персональный урок в ешиве (а вместе с ним и группа бахуров, этот урок посещавшая), его дом стали постоянно посещать ученики. Шаббатние трапезы без приглашения учеников были в доме Финкелей немыслимы, благо их квартира находилась на улице Иса Браха – совсем недалеко от ешивы. Рав Носон Цви всегда ухаживал за своими юными гостями и следил, чтобы они чувствовали себя за его столом максимально комфортно.

Затем семья Финкель переехала на улицу Амеилим (еще ближе к ешиве Мир), но количество приглашений учащихся на шаббатние трапезы сократилось – нужно было уделить больше внимания собственным детям. Несмотря на это, рав Носон Цви собрал группу своих учеников и сказал: «Если вы думаете, что я переехал ближе к ешиве потому, что у меня стало меньше сил, и я хочу, чтобы меня оставили в покое, – вы ошибаетесь. Я переехал для того, чтобы вам было легче прийти ко мне домой в любое время, когда вам это понадобится – и даже чаще, чем это было раньше». 

Рав Финкель был полностью погружен в учебу и полностью открыт для своих учеников. Он часто оставался допоздна в ешиве, объясняя ученикам сложные места. По свидетельству одного из членов первой хабуры (группы учеников), подобные объяснения часто заканчивались восклицаниями рава Носона Цви: «Вы же не оставляете мне ничего для завтрашнего урока!» Ученики расходились, а рав Финкель оставался – готовить урок заново.

Уже будучи главой ешивы, рав Носон Цви всячески стремился привить ученикам понимание того, что без абсолютного постоянства в учебе (не ограниченного рамками «официальных» седеров)  невозможно достичь величия в Торе. С этой целью в ешиве вводились программы непрерывного обучения. За участие в таких программах полагалось денежное вознаграждение, однако далеко не все учащиеся стремились записаться – непрерывная сосредоточенная учеба, – это тяжкий труд.

Одна из таких программ называлась «12 часов» и предполагала соответствующее названию количество часов учебы каждый день. Стоит отметить, что идея была не нова – рав Носон Цви никогда не скрывал, что 12 часов учебы в день были наставлением рава Элиэзера Йеуды Финкеля.

Представляя для учеников программу и размер вознаграждения, рав Носон Цви пообещал, что у всех, кто согласится учиться в таком режиме, жизнь очень серьезно изменится к лучшему в духовном плане.

Один из бахуров, который не предполагал для себя участие в столь сложном испытании, тем не менее, узнал, что его имя есть в списке записавшихся. Когда он потребовал объяснений, то выяснилось, что его имя было занесено в списки лично главой ешивы. Рав Финкель хорошо знал своих учеников, и этот мальчик давно его беспокоил в плане учебы, – поэтому глава ешивы не только записал его на программу, но и сообщил, что будет учиться с ним в хавруте.

Прошло некоторое время после начала программы – юноша возвращался поздно вечером без сил, но полный Торы и желанием продолжать учебу. Однажды, придя домой, он понял, что ему не хватает 15 минут учебы до 12 часов. Он лег в кровать и взял с собой «Кицур Шульхан Арух», чтобы прямо перед сном восполнить недостающее время, и очень скоро заснул – прямо посреди чтения.

Потревоженный чем-то, юноша проснулся с книгой на лице через несколько часов сна, и понял, что первая его мысль после пробуждения была сосредоточена на словах в книге, на которых он заснул.

Поняв, что произошло что-то особенное, юноша наскоро оделся и побежал к дому главы ешивы. Рав Финкель, несмотря на глубокую ночь, лично открыл дверь ученику. Тот заплетающимся от волнения языком проговорил: «Раби, я первый раз в своей жизни проснулся с мыслью о Торе!» Лицо рава Носона Цви озарила фирменная улыбка. Он пригласил юношу в дом и немедленно организовал лехаим по столь важному поводу.

Рав Носон Цви Финкель любил своих учеников. Он учился в хавруте с сотнями юношей, независимо от их уровня в Торе. Он раздавал Тору без остатка – всем желающим.

Рассказывая о жизни рава Носона Цви, невозможно не упомянуть одну важную деталь. Почти 25 лет своей жизни (включая годы, проведенные во главе ешивы) он боролся с тяжелейшим недугом – болезнью Паркинсона. Боролся – в самом прямом смысле этого слова. Каждое сказанное слово иногда давалось ему ценой неимоверных усилий и страданий.

Несмотря на тяжелую болезнь, рав Финкель продолжал руководить ешивой: давал уроки (не только в Земле Израиля, но и по всему миру), вникал во все административные вопросы, связанные с финансами и строительством новых зданий для разросшейся ешивы. Великое чудо Всевышнего – тяжелая неизлечимая болезнь не смогла закрыть источник Торы и любви к Творцу!

Величие человека в Торе можно попытаться измерить написанными книгами или количеством данных уроков. Величие рава Носона Цви Финкеля можно было бы определить количеством его учеников или тем, как он преобразил и расширил ешиву Мир. Однако истинное величие определялось его великой любовью к своим ученикам. Эта любовь без сомнения происходила от бесконечной любви ко Всевышнему и его Торе и совершенных (для нашего поколения такое совершенство кажется чудом) душевных качеств.

Рав Носон Цви Финкель, великий наставник и глава ешивы, был бесконечным источником любви к Творцу и Его Торе. Даже после того, как глава ешивы покинул наш мир – его любовь и бесконечная доброта продолжают согревать сердца, побуждая нас стать следующим звеном великой цепи, начало которой было положено у горы Синай.

Однажды один из учеников первой хабуры рава Носона Цви пришел к нему домой и обнаружил главу ешивы сидящим за столом с двумя парнями в джинсах и майках. Трудно было заподозрить в слушателях учащихся ешивы, но на столе лежал раскрытый Хумаш, а рав Носон Цви с воодушевлением давал урок.

Когда необычные посетители ушли, ученик рава Финкеля с недоумением спросил: «Раби, почему вы учились с этими людьми?» Рав Носон Цви улыбнулся и ответил: «Просто потому, что эти юноши меня об этом попросили. Они хотели учиться – и этого мне вполне достаточно».       


http://www.beerot.ru/?p=38062