«Кто за Б-га – ко мне!» — Глава 25 — «Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия» (Тамид, 32а)

Дата: | Автор материала: Рабанит Хава Крускаль

1678

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит правнучку рава Шимшона Рафаэля Гирша рабанит Хаву Крускаль за право переводить ее книгу на русский язык и неоценимую материальную поддержку.  Все права на данный материал защищены! Редакция «Беерот Ицхак» не дает права на перепечатку либо копирование данного материала в любой форме, кроме как с разрешения рабанит Хавы Крускаль.  Данная книга основана на реальных исторических фактах и написана в оригинальной форме ради удобства восприятия материала читателем.

Глава 25. «Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия» (Тамид, 32а)

Доктор Хаим Лурия, один из основателей «Кампании по заселению Земли Израиля», сидел в своем офисе, охваченный размышлениями. Перед ним на письменном столе лежало только что полученное письмо от рава Цви Гирша Калишера, раввина города Торунь в Польше.

«Он просит моей помощи… и у нас в Германии, и у них, любителей Сиона в Польше, есть одна общая цель: сделать все возможное ради организованного заселения Земли Израиля. Естественно, нам стоит сотрудничать. Рав Калишер просит – как не ответить ему? Ведь он убежден, что наша деятельность приведет к приближению Избавления для всего народа Израиля»!

Доктор Лурия задумчиво взял в руки свою трубку.

«Да, но… Он просит, чтобы я обратился к раву Гиршу. А этот рав Гирш – крепкий орешек! Его мнение коренным образом отличается от нашего, и, несмотря на все свое вежливое и уважительное отношение к нам, он ни на йоту не меняет своего мировоззрения».

Доктор Лурия глубоко затянулся. Он поджал губы и стал медленно выпускать дым, который рассеялся по всей комнате и наполнил ее ароматом дорогого табака. Доктор вспомнил последнюю беседу с равом Гиршем, которая состоялась совсем недавно. Тогда доктор Лурия попросил рава Гирша написать в «Йешурун» статью о «Кампании по заселению Земли Израиля», и дать читателям журнала информацию о деятельности организации. Он надеялся, что посредством этой рекламы немецкое еврейство придет на помощь его важному делу.

Ответ рава Гирша глубоко разочаровал доктора Лурию. Тот не только вежливо отказал в этой просьбе, но еще и опубликовал в «Йешуруне» статью, в которой высказывал свое мнение: чтобы удостоиться полной и окончательной геулы, нам, прежде всего, следует укрепиться в изучении Торы и исполнении ее заповедей, а не пытаться ускорить ее приход заселением Эрец Исраэль и обработкой ее земель.

Доктор поудобнее устроился в кресле и закрыл глаза.

«Рав Калишер добавляет в своем письме, что он сам письменно обращался к раву Гиршу года два назад, и даже послал ему свое сочинение ”Дришат Цион”. Он просил рава Гирша передать эти книги барону Шимону Вольфу Ротшильду, одному из самых уважаемых членов общины ”Кааль Эдат Йешурун“, и поторопить его внести вклад в дело заселения Земли Израиля. Похоже, рав Калишер очень недоволен тем, что рав Гирш даже не потрудился ответить на его письмо»! – подытожил свои мысли доктор Лурия.

«И все же, я должен что-то сделать! Мне нужно ответить на просьбу рава Калишера и снова обратиться к раву Гиршу, – решил доктор Лурия, закрыв письмо и положив его в стопку бумаг, которыми нужно будет заняться в ближайшем будущем.

***

«Рав Гирш был огорчен, узнав, что письмо, которое он послал в свое время уважаемому раву, не дошло до адресата», – писал доктор Лурия рава Калишеру. В своем письме он описывал, что рав Гирш выразил протест движению «Ховевей Цион», которое действовало ради заселения Земли Израиля.

Рав Цви Гирш Калишер послал раву Гиршу еще одно письмо. Он снова пытался убедить его, что каждый еврей обязан оказать помощь, чтобы выкупить землю Эрец Исраэль у египетского паши (под властью которого она был в то время), и позаботиться о том, чтобы евреи переезжали туда жить. Он даже поднял вопрос о возможности принесения жертв без Бейт Микдаша, и все это – ради того, чтобы ускорить приход геулы.

В этот раз ответное письмо рав Гирш не замедлило прийти.

С большой скромностью он отклонил воодушевление рава Калишера по поводу принесения жертв, как средства ускорить приход геулы, написав: «Я не занимаюсь тайнами. Тора учит нас, что приблизить геулу можно только одним способом: ”Если будете слушаться Меня”. Только тшува, молитва, педантичное соблюдение заповедей приводят к геуле, и наши мудрецы не учили нас, что можно ускорить ее приход, организовав общее заселение Земли Израиля».

Рав Гирш также высказал свое мнение по поводу того, что рав Клишер написал в своей книге «Дришат Цион»: по мнению автора, факт появления нескольких государственных деятелей-евреев, таких, как Бенджамин Дизраэли в Англии и Адольф Кремьё во Франции указывает на то, что Всевышний предназначил их быть предвестниками Избавления.

Быть такого не может, писал ему рав Гирш, чтобы посланниками Всевышнего, которые приведут геулу, будут вероотступники! Дизраэли был крещенным евреем, занимавшим пост министра внешних дел и главы правительства Англии, а Кремьё был ассимилированным евреем, который в свое время занимал пост министра юстиции во Франции. Эти государственные деятели, которых рав Калишер упомянул в своей книге – «практически все… далеки от путей Торы и заповедей», и нет никакой возможности, чтобы «Всевышний выбрал маловерных быть Его посланниками».

В продолжение письма рав Гирш выразил большую тревогу в отношении опасности того, что именно светские лидеры движения «Ховевей Цион» будут обладать решающим правом голоса в процессе заселения Земли Израиля. Это приведет к большому количеству грехов, таких, как массовое нарушение Шаббата в Святой Земле и пренебрежение заповедями, касающимися святости Эрец Исраэль.

На протяжении более, чем десятка лет, рав Калишер вновь и вновь предпринимал попытки привлечь рава Гирша на помощь сионистскому движению, пока его самого в итоге не обвинили в том, что он (рав Калишер) задерживает приход геулы. Рав Гирш отреагировал на это так: «Я просил не примешивать меня к этому делу, так как то, что они считают великой заповедью, – в моих глазах немалый грех»!

Свой протест против заселения Земли Израиля рав Гирш выражал лишь в отношении организованного национального движения, призывавшего своих последователей селиться на Земле Израиля с целью приблизить геулу. Однако, с другой стороны, он всегда поддерживал и подстегивал членов своей общины собирать средства для одиночек и семей, которые переезжали жить в Эрец Исраэль. Во времена погромов в России, по его мнению, беженцам лучше было ехать в Землю Израиля, чем в Америку, где духовная опасность была очень велика.

Когда было создано поселение Петах Тиква, а создано оно было на основе законов Торы, рав Гирш опубликовал в «Йешуруне» призыв, «коль корэ», к читателям – пожертвовать деньги на помощь поселившимся там людям.

За несколько дней до своей смерти рав Гирш опубликовал обращение к публике с просьбой поддержать Б-гобоязненных сельскохозяйственных работников в Эрец Исраэль, которые соблюдали законы седьмого года (шмита), и не делали в этот год никаких сельскохозяйственных работ. В отдельном объявлении он напечатал имена людей, которые уже дали пожертвования в пользу нуждающихся, соблюдающих шмиту. Он сам выделил сумму из своих личных средств, являясь для других примером для подражания. В конце объявления было сказано:

«Пожалуйста, продолжайте посылать! Рав Гирш». Это были последние строки, опубликованные равом Гиршем при жизни.

Перевод – Л. Г. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=16006