«Кто за Б-га – ко мне!» — Глава 20 — Школа — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рабанит Хава Крускаль

1708

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит правнучку рава Шимшона Рафаэля Гирша рабанит Хаву Крускаль за право переводить ее книгу на русский язык и неоценимую материальную поддержку. Все права на данный материал защищены! Редакция «Беерот Ицхак» не дает права на перепечатку либо копирование данного материала в любой форме, кроме как с разрешения рабанит Хавы Крускаль. Данная книга основана на реальных исторических фактах и написана в оригинальной форме ради удобства восприятия материала читателем.

Глава 20. Школа (продолжение)

Господин Макс Биир, один из членов попечительского совета школы рава Гирша, сопровождал рава в их ежедневной совместной прогулке. Это был час спокойствия и отдыха после напряженного рабочего дня. Они обычно гуляли по берегу Майна и разговаривали о разных делах общины – в основном о том, что касалось школы.

Солнце уже село, и луна показалась на горизонте, объявляя об опускающейся на мир ночи. Вскоре они направятся в синагогу на Маарив.

Стайка детей пробежала мимо них, улыбаясь своему директору и приветствуя его. Один из них вернулся и остановился напротив рава Гирша:

– Сегодня мне прислали марки из Швейцарии в мою коллекцию. Можно, я завтра принесу их в школу, чтобы рав оценил их стоимость? – застенчиво спросил он.

Рав Гирш усмехнулся:

– Конечно! Но только если ты придешь в оговоренное время!

– Спасибо! – ответил мальчик и поспешил к своим друзьям.

Господин Биир, стоя в стороне, с любопытством наблюдал за этим диалогом. «В этом-то и заключается его педагогический успех! – думал он, – Дети чувствуют себя настолько близкими к нему, что они уверены в его любви, и поэтому стараются слушаться его и исполнять его просьбы».

Рав Гирш облокотился на перила набережной и задумчиво смотрел на воду. Неожиданно он повернулся к своему спутнику и сказал, будто прочитав его мысли:

– Люди ошибочно думают, что образование и воспитание в нашей школе непременно принесет великолепные плоды, и дети обязательно выйдут в жизнь защищенными, и останутся преданными Всевышнему и Его Торе.

– Неужели Вы, рав, не уверены в успехе своей педагогической деятельности?! – удивился господин Биир.

– Если внимательно проанализировать духовную атмосферу, в которой растет наша молодежь, яд, который сочится из каждой статьи в газете и отравляет юные души…

Рав на секунду остановился, посмотрел прямо в глаза собеседнику, и продолжил:

– …то мы должны воспринимать как чудо каждую душу, которую нам удалось спасти для Торы с помощью нашей школы!

***

В основополагающем уставе общины рав Гирш писал, что конечная цель школы – расшириться и давать подросткам также высшее образование, готовя их к специальности преподавателей и раввинов. Кроме того, он собирался создать ешиву, и даже выделил для этого отдельные помещения в здании школы.

Однако раву Гиршу пришлось расстаться с этими идеями. Члены его общины были в большинстве своем торговцами и ремесленниками, и видели будущее своих детей в торговле и ремесле – чтобы они были работающими людьми, соблюдающими Тору и заповеди и хорошо обеспечивающими свои семьи.

Эти родители вообще не в состоянии были понять необходимость продолжения изучения Торы в ешиве, после того еврейского образования, которое школа уже обеспечивала детям.

Один из учеников школы рава Гирша, который впоследствии стал одним из основателей движения «Агудат Исраэль» и был преданным рупором глав поколения, рав Яаков Розенхайм, писал в своих воспоминаниях, что теперь, оглядываясь назад, он понимает: если бы он высказал своим родителям идею, что продолжит после средней школы учиться в ешиве, они бы посмотрели на него, как на сумасшедшего!

После смерти рава Гирша в качестве его преемника был выбран его зять рав Шломо Залман Бройер. Рав Бройер дал свое согласие занять должность лишь при условии, что сможет открыть ешиву во Франкфурте. Он сказал, что рав Гирш видел настоящую реализацию идеи «Тора и Дерех Эрец» в учебе в ешиве. Тем не менее, и в его время члены общины значительно противились этой идее, и даже когда в итоге ему разрешили открыть ешиву, попечительский совет общины опубликовал в местной газете объявление, что община не несет ответственности за бюджет ешивы.

В первые годы основной костяк ешивы составляли учащиеся из других городов, однако через несколько лет, когда ешива стала неотъемлемой частью официальных учреждений общины, постепенно и сами евреи Франкфурта стали посылать своих детей учиться туда, и даже гордились ешивой. Ешива подготовила в своих стенах немало раввинов, знатоков Торы. Современному читателю известны лишь немногие из них. Мы можем упомянуть внука рава Гирша, рава Йосефа Бройера, который в последующие годы сам занимал пост главы этой ешивы, а после Катастрофы европейского еврейства стал одним из важнейших руководителей еврейской общины в США. Кроме того, великий мудрец Торы и наставник нашего поколения рав Шломо Вольбе начал свой путь в Торе именно во франкфуртской ешиве.

Рав Гирш был первым из мудрецов Торы, который открыл также школу для девочек. Он понял, что в бурный период современной эпохи жизненно важно заботиться о воспитании девочек и вне домашних стен, чтобы обеспечить создание преданных Торе семей в будущих поколениях. В более поздний период, когда госпожа Сара Шнирер открыла в Кракове первую школу «Бейт Яаков», она сделала это под влиянием трудов рава Гирша.

Госпожа Сара Шнирер, основательница системы школ для девочек, прибыла в Вену из Польши как беженка, во время Первой Мировой Войны. В Вене она постоянно слушала уроки рава Моше Флеша, одного из учеников рава Шломо Залмана Бройера, зятя рава Гирша. Свои уроки рав Флеш давал по книгам рава Гирша, и госпожа Шнирер внимательно слушала и усваивала его слова, изучая идеи рава Гирша. Она сама часто рассказывала, что идею и вдохновение создать движение «Бейт Яаков» подали ей труды рава Гирша. В этом духе она и воспитывала своих учениц. Сочинения рава Гирша служили основой ее уроков и уроков штата ее учительниц в первом семинаре «Бейт Яаков», который она открыла в Кракове.

Ее ученицы свидетельствовали, что самыми потрепанными от частого употребления книгами в библиотеке семинара были Пятикнижие и книга Теилим с комментариями рава Гирша.

В то время она пригласила выпускниц франкфуртской школы «Кааль Эдат Йешурун» преподавать в ее школе. Одна из них, доктор Йеудит Гринфельд, даже работала в свое время директором семинара в Кракове.

Рав Гирш был почитаем и любим тысячами своих учеников. Они видели в нем настоящего друга и делились с ним своими переживаниями. Рав никогда не поднимал голос на учеников, и завоевывал их сердца силой своей индивидуальности и своими горящими глазами. Так что неудивительно, что когда ученик уезжал в другой город, его любимый педагог мог требовать от него: «Веди себя так, чтобы было видно, что ты – ученик рава Гирша!»

Перевод – Г. Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=11374