Редакция «Беерот Ицхак» благодарит правнучку рава Шимшона Рафаэля Гирша рабанит Хаву Крускаль за право переводить ее книгу на русский язык и неоценимую материальную поддержку!
Все права на данный материал защищены! Редакция «Беерот Ицхак» не дает права на перепечатку либо копирование данного материала в любой форме, кроме как с разрешения рабанит Хавы Крускаль.
Данная книга основана на реальных исторических фактах и написана в оригинальной форме ради удобства восприятия материала читателем.
Глава 6. Диспут с будущим противником
Кружок ораторов
Студенты, готовящиеся к должности раввина и заинтересованные улучшить свои ораторские способности, приглашаются на встречи после исхода Шаббата!
Подробности можно узнать у:
Шимшона Гирша,
Авраама Гейгера.
Боннский университет
Такое объявление однажды было повешено на студенческой доске объявлений в Боннском университете. Молодой Шимшон Гирш организовал и вел этот кружок, вкладывая свое время и силы в формирование общественной жизни еврейских студентов.
Бурные споры и различные мнения слышались на еженедельных встречах кружка ораторов. Сам Шимшон Гирш тоже выступал с лекциями, и уже тогда был готов терпеть насмешки и обиды ради абсолютной истины настоящего иудаизма. Он не пугался глумливых реплик слушателей и не сдавался перед их ложными идеями, даже когда был один против всех.
– Эй, время уже позднее, ты заметил? – спросил Авраам Гейгер Шимшона. Позади у них был длительный диспут, который они вели после первой речи Шимшона на собрании организации.
– Да, друг мой, Гейгер, ты уже утомлен. Но я еще не закончил спор! – ответил Шимшон.
– Судя по всему, это спор так ничем и не закончится. Тебе ведь так и не удалось повлиять на меня и перетянуть на свою сторону, – ответил Гейгер и добавил, – Хотя, должен признаться, что твои способности оратора просто потрясающи! Ты блестяще отстаиваешь свою точку зрения!
– Знаешь, в чем разница между нами, Гейгер? В том, что ты – революционер, который хочет перевернуть все устои и построить новый мир в соответствии со своими желаниями. Ты хочешь изменить вечные законы Торы и приспособить их под жизненные реалии, для своего удобства. Я тоже революционер, дорогой мой! Но в противоположность тебе, я стремлюсь перевернуть реальность нашей жизни так, чтобы она снова соответствовала вечным законам нашей святой Торы.
Гейгер усмехнулся и взглянул на своего старшего товарища с уважением и дружеским расположением:
– Да, ты подвел хороший итог нашему спору, дорогой Гирш. Может быть, продолжим завтра. Спокойной ночи!
– Завтра? Ошибаешься! Завтра продолжим учебу в хавруте. Мы еще не закончили трактат «Звахим», – ответил Шимшон, – ведь изучение Торы…
– …превыше всего! – продолжил Гейгер фразу, которая не сходила с уст его напарника.
Пожелав друг другу спокойной ночи, они отправились по комнатам. Гейгер очень устал, но перед тем как лечь спать, достал свой личный дневник и записал в нем несколько строк.
«Организация ораторов оказала на меня большое влияние, и благодаря ей я крепко подружился к Гиршем. Мы вели с ним очень долгий спор, в процессе которого я увидел, насколько велик его выдающийся ораторский талант, насколько остр его ум, и как быстро и ясно он воспринимает идеи. Я просто восхищаюсь им! Я очень ценю его замечательные качества, его высоконравственное поведение и доброе сердце».
Гейгер, уроженец Франкфурта, выросший в религиозной семье, в то время еще соблюдал заповеди, и рав Гирш учил Гемару с ним в хавруте. Однако спустя короткое время их пути совершенно разошлись: Гейгер стал одним из влиятельных реформистских лидеров и основным противником рава Гирша, не гнушавшимся клеветой и любыми средствами опозорить его.
«Прямы пути Г-спода, праведники пойдут по ним, а грешники споткнутся на них». Всевышний дал человеку свободу выбора. Шимшон Гирш и Авраам Гейгер учили вместе трактат «Звахим», в котором описываются законы приношения корбанот(жертв) в Бейт а-Микдаше (Храме). Но впоследствии, в то время как Шимшон Гирш удостоился написать поразительный комментарий по поводу этих законов, Гейгер докатился до того, что убрал из изданного им молитвенника любое упоминание окорбанот или Бейт а-Микдаше. Он ненавидел «евреев Гемары», и писал, что евреи, которые до сих пор учат Гемару и подчиняются законам Торы, «недостойны» наслаждаться достижением эмансипации – равноправием, данным всем остальным народам.
Шимшон провел в университете менее года, так как был приглашен властями Ольденбурга на должность раввина города. Таким образом, молодой рав Гирш, которому на тот момент было двадцать два года, мог приступить к осуществлению дела своей жизни – борьбы за Всевышнего и Его Тору.
Глава 7. Реформисты захватывают власть
Глава ешивы города Фюрт, рав Вольф Гамбург, известный в своем поколении великий мудрец Торы, вел свой ежедневный урок в бейт-мидраше. Около ста юношей, Б-гобоязненных и обладающих большими познаниями в Торе учеников, внимательно слушали его. Пожилой глава ешивы говорил тихо, но ясно и вдохновенно. Периодически ученики задавали вопросы, порой непростые, и рав отвечал спокойно и слаженно, так что его слова ложились на сердце.
Неожиданно снаружи послышались голоса возбужденной толпы. Этот шум приближался. Люди явно шли в сторону ешивы. Ученики в страхе переглянулись, их сердца тревожно бились: неужели закроется и их ешива, одна из последних, которые еще остались в Германии? Неужели будет положен конец и ешиве, в которой в свое время учился рав Яаков Этлингер, автор «Арух а-нер»? Неужели их постигнет участь их товарищей в больших городах Германии, которых выгнали из мест учебы, а сами ешивы закрыли?
Глава ешивы попытался продолжить урок, но вдруг дверь бейт-мидраша открылась нараспашку, и в зал ворвалась группа евреев-реформистов, а за их спинами – вооруженная полиция. Рав Гамбург замолчал и качнул головой, будто говоря: «Нет, нет! Этого не может быть…»
– Спасти темных евреев! – заорал один из реформистов.
– Убрать из нашей среды тех, кто придерживается обветшалых обычаев и устаревшего мировоззрения! – закричал другой и начал яростно закрывать святые книги на глазах у пораженных юношей.
Все уже знали, что реформисты захватили власть и в общине города Фюрта, и отстранили рава Вольфа Гамбурга от должности ведущего молитву и моэля общины. Неужели они осмелятся забрать у него и пост главы ешивы, не дай Б-г?
Учащиеся ешивы, онемевшие от неожиданности, как один, взглянули на главу ешивы. Пожилой рав опустил голову на руки и разразился слезами. Тогда, в один момент, учащиеся вскочили со своих мест и начали смело протестовать:
– Как вам не стыдно! Евреи против евреев?! Уходите из бейт-мидраша!
– Ха-ха-ха! – насмехались реформисты,– Поглядите на этих слабоумных смельчаков! Оставьте глупости, которыми вы занимаетесь!
А кто-то из них страстно прокричал:
– Старый мир – ушел, закончился! Мы идем вперед, к прогрессу, в современный мир!
– Ваш иудаизм все равно скоро исчезнет! Присоединяйтесь к нашим рядам, будем строить прекрасное и счастливое будущее!
– Ваш современный мир, за который вы так ратуете, провозглашает свободу совести и толерантность к каждому человеку! – крикнул им в ответ один из учеников ешивы, – Как же вы осмеливаетесь мешать главе ешивы и учащимся?
– Вы готовы относиться с пониманием и уважением ко всем нееврейским обычаям, но издеваетесь над своими братьями-евреями, которые держатся за святые законы нашей Торы! – продолжил другой учащийся.
– Вы нагло ведете себя по отношению к вашим родителям! Ведь твой отец, – указал третий ученик на одного из буйствующих реформистов, – твой отец самоотверженно растил тебя в еврейской традиции! Стыд и позор!
Все споры прекратились, когда вооруженные полицейские схватили учеников ешивы и силой потащили их из бейт-мидраша. Некоторые из юношей успели взять Гемару и быстро ускользнуть через окна, спасая свои души. Бейт-мидраш был жестоко очищен от его обитателей. Когда полицейские приблизились к месту, где сидел глава ешивы, тот наконец встал, и стал медленно продвигаться к выходу, поддерживаемый с двух сторон преданными учениками, которые остались с ним рядом, не желая оставлять рава одного.
Потрясенные ученики стояли снаружи, не в силах сдержать слез при виде тяжелого замка, на который закрыли полицейские бейт-мидраш, при радостной поддержке и одобрительных выкриках реформистов.
Учащихся ешивы насильно выгнали из Фюрта, а потом выслали и главу ешивы, который излил свою боль в письме: «Мы обязаны каждый день заново оплакивать ужасное духовное состояние нашего народа… Они нагло разрушают и уничтожают все дорогое нам, все святое… Они выгнали из бейт-мидраша и меня, и учеников, так что в итоге со мной остались лишь двое. На этих двоих учеников напали и избили таким страшным образом, что один из них был в тяжелом состоянии, еле выжил. У меня не осталось ни одного ученика, который мог бы переписывать для меня вопросы и ответы по алахе… С тех пор, как был разрушен Бейт а-Микдаш, не происходило среди нас такой мерзости».
Реформисты продолжили свои злодеяния. Немецкое правительство было заинтересовано в том, чтобы приблизить евреев к христианству, поэтому оно оказывало большую поддержку действиям реформистов и было во всем согласно с ними. Практически во всех немецких городах замуровали миквы и полностью отменили кашрут. Правительство закрыло хедеры и ешивы, а те, кто желал продолжать учить Тору, скрывались на чердаках или в амбарах. Состояние общин было просто ужасным, и одна за другой они попадали в руки реформистов.
Однако Всевышний видел, какой удар наносится Его народу, и Предвечный Израиля приготовил лекарство от болезни.
В то время как реформистское движение полыхало, как костер, и сжигало все лучшие уделы еврейских общин, городской раввин герцогства Ольденбург на севере Германии сидел и трудился над Торой. Да, это рав Шимшон, сын Рафаэля Гирш, которого Всевышний поместил в нужное время в нужном месте, чтобы встать на страже и остановить поток, уносящий немецкое еврейство от его Небесного Отца.
Перевод – Л. Г. Шухман.