«Кто за Б-га – ко мне!» — Освящение Имени Всевышнего в глазах народов

Дата: | Автор материала: Рабанит Хава Крускаль

1508
Редакция «Беерот Ицхак» благодарит правнучку рава Шимшона Рафаэля Гирша рабанит Хаву Крускаль за право переводить ее книгу на русский язык и неоценимую материальную поддержку.
Все права на данный материал защищены! Редакция «Беерот Ицхак» не дает права на перепечатку либо копирование данного материала в любой форме, кроме как с разрешения рабанит Хавы Крускаль.
Данная книга основана на реальных исторических фактах и написана в оригинальной форме ради удобства восприятия материала читателем.

Глава 10. Освящение Имени Всевышнего в глазах народов

– Мама, снова стучат! – сказал девятилетний Мендл, старший сын рава Гирша. Рабанит Хана поспешила открыть дверь, держа на руках малыша Ицхака. За ее юбкой прятались маленькие Сара и Мордехай.
На пороге стояли несколько людей, чей внешний облик показывал, что они — неевреи.
– Уважаемый раввин герцогства свободен? Можно к нему зайти? – взволнованно спросили они.
Рабанит Хана ответила, смущенно улыбнувшись:
– Заходите, пожалуйста – если найдете место в его кабинете…
Гости прошли за ней, и она открыла перед ними дверь в кабинет рава. Комната была наполнена людьми. Это были христиане, смотревшие на рава Гирша с уважением и восхищением. Рав стоял у письменного стола, на котором находилось огромное количество книг, и спокойно разговаривал с гостями. Когда он заметил новоприбывших, он обратился в их сторону, но прежде чем рав успел открыть рот, один из них произнес:
– Уважаемый раввин! Мы лишь пришли выразить свою глубокую благодарность за ценные идеи, которые Вы опубликовали в брошюре «Замечания». Вы с большим мужеством и пониманием выступили в защиту ТаНаХа, который и для нас, христиан, является святой книгой. Мы были пристыжены и опозорены этими ужасными нападками и насмешками над ТаНаХом, которые были опубликованы порочным и дерзким еретиком, увы, одним из нас. И именно Вы, уважаемый раввин, сделали великое дело: абсолютно опровергли его слова и показали всем его невежество в знании всех частей ТаНаХа.
Рабанит Хана удовлетворенно улыбнулась и вернулась к своим делам. Сегодня пятница, и она еще не закончила подготовку к приближающемуся Шаббату.
Поток посетителей не прекращался. Один за другим приходили неевреи – жители города, чтобы поблагодарить рава Гирша и выразить свое восхищение опубликованной им брошюрой. Рабанит Хана взглянула на большие настенные часы, и сердце ее тревожно забилось: скоро нужно зажигать свечи, а дом гудит, как улей!
Буквально через несколько минут снова послышался стук в дверь дома Гиршей. Рабанит Хана вытерла руки, быстро сняла фартук и пошла открывать. На пороге стоял человек, по виду которого было ясно, что это высокопоставленная персона.
– Я – доверенное лицо герцога Ольденбургского, – сказал он, пройдя в кабинет, – и пришел по поручению его высочества поблагодарить раввина герцогства Ольденбург за прекрасный труд в защиту ТаНаХа. Брошюра, содержащая нападки на ТаНаХ и позорящая его, была написана под псевдонимом, но всем известно настоящее имя этого невежи, который осмелился опубликовать статьи против книги, священной для христиан точно так же, как для евреев. Герцог Ольденбургский желает выразить свое личное почтение и благодарность. Благословен еврейский народ, ведь Б-жественная мудрость проявляется в его сынах, учащих Тору!
Все присутствующие одобрительно захлопали в ладоши. В этот момент на пороге комнаты появилась рабанит вместе с детьми. Она была одета в субботние одежды, и дети тоже были в своих лучших нарядах.
– Мы глубоко признательны всем вам, – начала она. Рав Гирш изумленно взглянул на жену, но она продолжила:
– Однако мы нижайше просим всех проститься с раввином и освободить наш дом.
Рабанит Хана произнесла все это очень вежливо, однако решительные нотки в ее голосе были однозначным намеком для всех присутствующих. Они дружески простились с равом Гиршем и ушли из дома. Когда последний из гостей вышел, рабанит закрыла дверь и на секунду прислонилась к ней, облегченно вздохнув.
– Идем, дорогие мои, встретим Царицу Субботу! – произнесла она и сразу же пошла зажигать субботние свечи, которые уже с раннего утра были подготовлены для этого. Рав Гирш тоже поспешил закончить свои приготовления, и через несколько минут уже шел в синагогу со своим старшим сыном, простившись с преданной женой:
– Спасибо тебе, дорогая Хана! С твоей помощью мы встретили Шаббат спокойно. Поговорим позже. Шаббат шалом!
Когда отец с сыном вышли из дому, Мендл сказал:
– Мама рассказала мне, почему все эти люди пришли к нам домой!
– И что же мама рассказала тебе? – спросил рав Гирш, сдерживая улыбку.
– Что директор христианской школы Ольденбурга написал неправильные вещи о Торе. Даже сами христиане на него рассердились! – сообщил Мендл.
– Так и есть, – подтвердил отец.
– А Вы, папа, написали «Замечания», и объяснили всем четко и ясно, насколько лживы все утверждения этого человека. Папа, почему он писал ложь?
– Потому что он ненавидит евреев и Тору Всевышнего, и желал опозорить и унизить нас, – ответил рав.
– А другие неевреи, которые пришли поблагодарить Вас? – продолжил Мендл задавать вопросы.
– Они знают истину, как и все неевреи с начала времен, что Всевышний дал Тору еврейскому народу на горе Синай, и что ТаНаХ – это святая книга. Так что, когда в наше время появляется человек, который осмеливается насмехаться над ТаНаХом – это больно и им.
– Когда они заходили к нам домой, я слышал, как мама шептала: «Кидуш Ашем! Кидуш Ашем!» Папа, что такое «Кидуш Ашем»?
Рав Гирш сморщил лоб, немного подумал и стал объяснять:
– Когда еврей совершает какой-то поступок, который заставляет людей осознать до глубины сердца, что Всевышний – Царь мира, и Его Тора – истина, он освящает Имя Всевышнего в мире.
– А почему неевреи сами не ответили тому человеку, который насмехался над ТаНаХом?
– Наши мудрецы учат, что лишь знатоку Торы, который много учился, Всевышний дает разумение, чтобы ответить вероотступнику. Помнишь, что мы учили в Пиркей Авот? «Усердно учи Тору и знай, что ответить безбожнику». То есть именно знаток Торы, который усердно трудится над ее изучением, будет знать, что ответить отрицающему веру.
Беседа отца с сыном прервалась, когда они приблизились к синагоге и встретили других евреев, которые тоже шли на молитву перед Шаббатом. Каждого из них рав привествовал словами «Шаббат шалом!» и отвечал на их приветствия с радушной улыбкой.
Позже в тот же вечер, после субботней трапезы, когда дети семьи Гирш уже спали сладким сном, рав Гирш поделился с женой своими ощущениями. Он устал после напряженного дня, но чувствовал радость и удовлетворение. Рав сел в кресло и погрузился в свои мысли, вглядываясь в радостно пляшущие огоньки субботних свечей. Рабанит Хана посмотрела на него и сказала:
– Слава Б-гу! Сегодня ты получил большую моральную поддержку своей святой миссии. Я была уверена, что истина победит в борьбе с ложью!
– Знаешь, Хана, – ответил рав Гирш, – именно от составления «Заметок» против того христианина-антисемита я получил большее удовольствие, чем от того, что я писал в своих протестах против слов реформистов. Это была просто развлекательная литературная работа!
– Почему? В чем ты чувствовал разницу? – не поняла Хана.
– У меня не было цели противостоять заблудшим евреям, – объяснил рав Гирш, – Я желаю довести истину до сведения тех, кто ищет ее. Поэтому я не получаю удовольствия от войны с ними. Но с другой стороны, пришло время, чтобы христиане перестали укреплять свою веру, искажая иудаизм и фальсифицируя его источники! Мне доставило наслаждение опровергнуть ложные утверждения того священника и защитить честь нашей Торы.
– А каковы были твои намерения в книге «Хорев»? – продолжила спрашивать рабанит Хана.
Рав Гирш с уважением взглянул на жену. «У Авраама была Сара, и так же я чувствую себя по отношению к Хане, – подумал он, – она – преданная соратница во всей моей деятельности и во всех войнах, которые я веду».
– Помнишь, – обратился он к ней, – когда около четырех лет назад вышла книга «Хорев», реформисты, ненавидящие иудаизм, на протяжении долгого времени не переставали нападать на меня и порочить мое имя. Почему? Потому что я постарался вообще их проигнорировать. Если человек усердно учит Тору, четко осознавая, что Всевышний вывел нас из Египта и открылся нам на горе Синай, то в его сердце вообще не просыпаются никакие сомнения, поскольку все эти вопросы развеиваются сами по себе. В этой книге я надеялся объяснить смысл и детали заповедей таким образом, чтобы изучающие ее ощутили, что и в наше время можно учить Тору и постигать заповеди так, что их истинность будет видна сама по себе, без всяких дискуссий! Это и задело реформистов больше всего, ведь целью книги «Херев бэ-Цион», которую написал тот реформист, было именно атаковать «Хорев».
– И тогда ты ответил ему в своей книге «Нафтолей Нафтали», – вспомнила рабанит Хана.
– Я не отвечал ему, Хана, – объяснил рав Гирш, – с евреем, отрицающим веру, вообще не вступают в споры. Он ведь не желает ничего слышать. Как нас учат поступать в таких случаях наши мудрецы в пасхальной Агаде по отношению к злодею, отрицающему всю Тору? Он ведь исключил себя из общины Израиля своим вопросом: «Зачем вам это служение?» Он заинтересован лишь в том, чтобы поглумиться над заповедями, показать своим предкам, что их мнения устарели, а он, мол, идет в ногу со временем… Сказали наши мудрецы: «Притупи ему зубы!». Его надо поставить на место! Мы должны провозгласить и громко заявить себе, что мы по-настоящему соединены с нашим Творцом лишь через полное посвящение себя служению Ему, через радость и счастье в исполнении заповедей! Сам Всевышний, выбрав еврейский народ, поставил условием этому выбору исполнение заповедей. В этом и заключается разница между христианином и евреем. Так что, услышав издевки злодея, нельзя молчать! Мы должны укрепить самих себя в понимании Торы, и таким образом слова злодея будут опровергнуты. Так я и поступил в своей книге «Нафтолей Нафтали»: я раскрыл невежество и гнусные замыслы реформистов, которые фальсифицируют ТаНаХ и Талмуд, и тянут за собой наших заблудших братьев.
Рабанит Хана с интересом выслушала слова мужа и подвела итог:
– Да, ты как следует потревожил их спокойствие… Ты ведешь войны Всевышнего и удостаиваешься помощи Свыше на каждом шагу. Как ты писал в «Посланиях о скрытом»? «Всю жизнь я думал больше, чем говорил, и говорил больше, чем писал». Многочисленные опасения одолевали тебя, прежде чем ты приступил к письму. А теперь ты видишь, насколько твой труд важен! Ты облачаешь свои идеи в слова, ищешь правду, и Тора Моше побеждает!
Рав Гирш кивнул. Он вспомнил все нападки и оскорбления, которые ему пришлось пережить от реформистов после выхода в свет книги «Хорев». Тяжелые времена пришлось пережить супругам, но Хана никогда не падала духом. Рав Гирш улыбнулся, вспоминая, как она всегда встречала его, когда он приходил домой, и говорила: «Опять ты получил тумаков от газет, да? Ну ничего, я уже предвкушаю, как ты им ответишь!»
Рав задумался на несколько секунд, а потом встал и сказал жене:
– Уже поздно, Хана, смотри, свечи почти погасли…
Он направился к двери в спальню, и Хана последовала за ним. Вдруг он повернулся к ней:
– Знаешь, что я на самом деле хотел бы сделать? Написать комментарий к Пятикнижию! Комментарий, который направлял бы и воспитывал молодое поколение в духе Торы и веры. В своем комментарии я бы поставил акцент на то, чтобы показать изучающему его, как законы и заповеди Торы раскрываются в свете Устной Торы, без которой вообще нельзя понять Тору Письменную.
Рав взглянул на догорающие огоньки свечей, и в его глазах отразилось их сияние.
– Знаешь, на что это похоже, Хана? На публику, слушающую лекцию из уст ученого. Слушатели записывают для себя конспект лекции. Они пишут заголовки, главные моменты. При необходимости они повторяют выученное, проглядывая эти конспекты. Так они всегда могут освежить в памяти услышанное от ученого и полностью повторить лекцию. Ну а тот, кто не слышал лекцию из уст учителя, разумеется, вовсе не сможет понять конспект! Если он попытается восстановить лекцию, пользуясь лишь этими заголовками, – обязательно ошибется в понимании!
Хане очень понравилось услышанное.
– Это прекрасная аллегория! – сказала она, – Получается, что Письменная Тора – это как бы конспект Устной Торы, которая была дана Моше на Синае, это лишь заголовки! Поэтому исполнять Тору в совершенстве можно, только зная и понимая Устную Тору.
– Именно так! – согласился рав Гирш и добавил:
– Изучение деталей заповеди из самой Торы раскроет сердце учащегося, так, что он сможет понять внутреннюю связь Торы со всем сотворенным, со всем, что происходило и происходит в мире. Из комментария к Торе еврей сможет узнать цель и предназначение народа Израиля, и свое личное предназначение в этом мире.
Когда последняя свеча погасла, рабанит Хана прошептала пожелание-молитву:
– Дай Б-г, чтобы он удостоился реализовать свою мечту – написать комментарий к Пятикнижию…
Перевод – Л. Г. Шухман

http://www.beerot.ru/?p=5365