Рав Яаков Галинский — Живое воплощение довоенной ешивы Новардок

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

2509

Наше поколение удостоилось великой чести – мы воочию можем наблюдать великий расцвет Торы. Дома учения наполнены голосами учащихся, многие люди возвращаются к тшуве. Однако стоит отчетливо понимать, что все это – великая заслуга мудрецов Торы прошлого поколения, поколения, на долю которого выпало многое: страшная война, гонения на наш народ, вынужденное во многом бегство и в конце – возрождение мира Торы в Земле Израиля и Америке. То великое богатство, которое мы имеем сейчас, передано нашему поколению людьми, пережившими многие невзгоды, потерявшими дома и семьи, но оставшимися верными Творцу несмотря ни на что.

На прошлой неделе мы отмечали йорцайт  великого мудреца Торы — рава Яакова Ицхака Галинского. На протяжении семидесяти лет свет его Торы согревал сердца людей. Он был одним из тех, кто взял на себя бремя возрождения еврейства Торы на Земле Израиля, кто принес Тору великих ешив Польши и Литвы нашему поколению.

Рав Яаков Ицхак Галинский родился в 5681 (1921) году в городе Кринек в Польше. Он рос в атмосфере службы Творцу и уникальной Б-гобоязненности. В семье рава Галинского очень гордились тем фактом, что дети не говорили по-польски, и, таким образом, могли впитывать слова Торы в чистоте, без влияния окружающего мира.

Рав Галинский удостоился стать учеником ешивы Новардок в Белостоке и обучаться у великого мудреца Торы рава Авраама Яфена, зятя Сабы из Новардока. Позднее рав Яаков так описывал уникальную атмосферу учебы в великой ешиве: «Юноша, приходивший учиться в ешиву, знал, что проведет здесь месяцы, а возможно и годы, не возвращаясь домой. Они прощались со своими родными, не зная, когда увидятся снова. Но дух службы Всевышнему, которым была наполнена ешива, захватывал всех. Молитвы и учеба проходили с необычайным энтузиазмом.

Некоторые учащиеся уделяли больше времени мусару, некоторые – глубокому изучению Гемары. Огонь горел в бейт-мидраше ночи напролет. Мы учились при свете керосиновых ламп и свечей.

Сегодня почти в каждом еврейском доме есть целая библиотека, но в те дни в ешиве было не так много книг. Учащиеся стояли в очереди, обсуждая сложные места в комментариях ришоним и ожидая, пока можно будет взять ту или иную книгу с полки.

Что же касается материальных аспектов жизни, то они тогда мало кого волновали. Долгое время ученики ешивы кушали в домах жителей города. При этом зачастую каждый день на новом месте, в новой семье. Со временем учащихся в ешиве становилось больше, и такой порядок стало тяжело поддерживать. Лишь через некоторое время удалось найти средства и организовать кашерную кухню для учащихся ешивы.»

Будучи молодым учащимся ешивы, рав Яаков однажды удостоился великой чести – встречи с главой поколения, великим мудрецом Торы равом Хаимом Озером Гродзенским. Всю ночь перед встречей рав Яаков не спал, усиленно штудируя трактат Ктубот, который в тот момент изучался в ешиве. Он думал, что глава поколения начнет задавать ему вопросы по изученному в ешиве, и не хотел опозориться перед великим мудрецом. Однако встреча пошла совсем не так, как предполагал рав Галинский. Рав Хаим Озер был не только великим мудрецом Торы, но и человеком, который прилагал огромные усилия для поддержки учащихся ешив. Увидев юношу, он спросил: «Вы получаете письма из дома?» Рав Яаков, немало удивленный таким поворотом, ответил, что иногда получает. Рав Хаим Озер продолжил: «Достаточно ли тепло у вас в комнате?» Рав Яаков ответил утвердительно. Затем глава поколения оглядел юношу и спросил: «А что у вас с обувью?» Обувь у юного рава Якова была совершенно изношенной. Глава поколения все понял и дал ему денег на новые ботинки.

Рав Яаков учился в ешиве до 5639 (1939) года. Незадолго до того, как советские войска вошли в город, большая часть учеников ешивы бежала. Но рав Яаков продолжал учиться и остался в городе. Позднее выжившие друзья спрашивали его: почему он не прятался? Рав Яаков отвечал, что его дело учить Тору, а спасение приходит от Творца. Несмотря на то, что, в конце концов, рав Яаков и многие его товарищи были высланы в Сибирь, в этом было их спасение – пришедшие в город нацисты устроили страшную резню.

В Сибири на долю рава Яакова выпали тяжелые лишения. Ему не давали собственного места для сна, пока один еврей из Польши не нашел для него… подоконник. Это было единственное свободное «место» для сна, на которое никто не претендовал.

Во время работы он постоянно шептал слова Торы или Теилим. Поначалу его сторонились и даже посчитали сумасшедшим, но затем, поняв, что он бормочет, начали даже называть «раби».

За какую-то провинность его однажды бросили в тюремную камеру, где содержались приговоренные к смерти. Люди вокруг находились в подавленном состоянии, но рав Яаков продолжал несмотря ни на что повторять выученное и читать Теилим. Он вел себя так, как будто вокруг не происходило ничего страшного. Впоследствии рава Галинского спрашивали, где он брал силы, чтобы противостоять тому, что происходило вокруг. Он отвечал так: «У меня всегда было, на кого опереться. Ведь я – еврей. Люди вокруг меня находились в тяжелом, подавленном состоянии. Они не ели и не пили. А я даже просил охранников иногда дать мне воды. Все дело в том, что я продолжал учить Тору, как будто мне ничего не угрожало.

Я был молод, но уже тогда знал, что если впаду в отчаяние и начну безутешно рыдать, – мне это не поможет. И я решил вести себя так, как Всевышний хочет, чтобы мы себя вели. Я молился и продолжал жить как еврей – изучая Тору. У нас всегда есть нашбитахон, и нельзя забывать сказанное мудрецами (Брахот, 11): “Даже если острый меч приставлен к шее человека, нельзя отчаиваться”. Я молился и полностью полагался на милость Творца. Люди вокруг меня не имели этого, и у них не было сил противостоять депрессии. Замечателен удел нашего народа, имеющего упование на Творца!»

Как-то раз в лагере раздавали дополнительную порцию еды. Заключенные выстроились в очередь – дополнительная порция супа не была лишней. Рав Галинский, зная, что суп сварен из некашерного мяса, демонстративно встал в стороне от очереди. Тем не менее ему выдали номер в очереди – двухсотый. Еда закончилась в средине первой сотни, и, таким образом, даже если бы рав Яаков и захотел ее получить, ему бы это не удалось. После войны, описывая этот эпизод, рав Галинский говорил, что супа ему бы не досталось в любом случае, но, стоя в общей очереди, он потерял бы и заслугу отказа от некашерной пищи.

После освобождения рав Яаков на некоторое время оказался в Казахстане. Здесь было много еврейских беженцев из западных областей Советского Союза. Рав Галинский вместе с равом Шломо Цви Гринбаумом, хасидом из Гур, открыли там хедер и тайную микву. Рав Галинский преподавал еврейским детям Тору. Распространение Торы в любых, даже самых тяжелых обстоятельствах, было одной из основных черт его характера, воспитанных в нем ешивой Новардок. Рав Галинский приближал евреев к Торе и в лагере для перемещенных лиц, в который попал с семьей, вырвавшись из СССР.

Рав Яаков Галинский прибыл в землю Израиля в 5709 (1949) году. Он поселился в городе Бней Брак, который очень скоро стал одним из величайших мест изучения Торы на Святой Земле. Практически сразу по прибытии он сблизился с главой поколения, нашим учителем Хазон Ишем. Великий мудрец Торы часто просил рава Галинского рассказать ему какую-нибудь историю из жизни в Сибири. Кроме Хазон Иша соседом рава Галинского был великий гаон Стайплер, с которым рав Яаков был знаком еще по ешиве Новардок в Белостоке.

По прибытии в Израиль рав Галинский немедленно включился в набирающее силу возрождение мира Торы. В те годы в Израиль начали привозить евреев из стран Востока. Это были выходцы из Б-гобоязненных общин с богатой историей. Новых репатриантов помещали в особые лагеря, родителей – отдельно от детей. Преступный умысел тогдашних вожаков-социалистов состоял в том, чтобы оторвать этих людей от Торы. Их кормили некашерным, заставляли нарушать все мыслимые заповеди, убеждали, что в новом государстве соблюдение «устаревших» обычаев больше не нужно.

Рав Яаков Галинский был одним из тех, кто включился в борьбу за спасение еврейских душ. Ему было не привыкать действовать тайно и под угрозой репрессий со стороны властей. Часто ему приходилось проползать под колючей проволокой, чтобы проникнуть в лагерь и дать урок или пронести тфилин.

Однажды рава Галинского пригласил к себе великий мудрец Торы рав Йосеф-Шломо Каанеман, Поневежер Ров. На той встрече рав Каанеман спросил: «Некому человеку приснилось, что он зашел в лес, в котором его окружают дикие звери, змеи и скорпионы. Чем мы можем помочь такому еврею?» Рав Яаков внимательно слушал, а Поневежер Ров продолжил: «Чтобы помочь такому человеку, мы должны его разбудить. Как только он проснется, страшный сон покинет его. Так и с вашими драшот. Вы должны разбудить людей! Как только люди проснутся, они станут исправлять свои душевные качества, ведь каждый знает свои недостатки. Но вы должны освободить их от того сна, той иллюзии, в плену которой они живут».

Очень скоро рав Галинский стал давать уроки Торы не только в лагерях, но и в  других аудиториях. Его неповторимый талант магида, слова которого заходят в сердца людей, стал укреплять еврейские души по всей Земле Израиля.

Одним из великих начинаний, которыми с помощью Творца занимался рав Яаков, было основание ешивы «Кнессет Ицхак» в Хадере. Это дело стоило больших трудов, и в самом начале рав Яаков столкнулся с большими трудностями.

Открытие ешивы в Хадере было совсем непростым и довольно опасным предприятием. Однажды рав Галинский приехал из Хадеры к Хазон Ишу и сказал, что сопротивление нерелигиозных (а по факту – ненавидящих Тору) активистов таково, что он опасается за свою жизнь. Хазон Иш сказал раву Яакову, что ему нечего опасаться, и благословил на успех важного дела.

Через две недели ситуация повторилась. Рав Яаков рассказал Хазон Ишу, что противники ешивы угрожают домовладельцам, и поэтому невозможно снять подходящее здание. Услышав это, Хазон Иш улыбнулся: «Две недели назад вы были здесь и говорили мне, что боитесь их. Теперь же я вижу, что они боятся вас гораздо больше!»

Радость от служения Творцу рава Галинского была неповторима. Это был человек, полный хеседа и любви к ближнему. Тот, кто видел, как рав Галинский веселил жениха и невесту на свадьбе, может говорить, что видел подлинную радость. Его крохотная квартира в Бней Браке была домом не только для семьи (у рава Галинского и его супруги было 13 детей), но и для многочисленных учеников и простых людей, приходивших послушать великого магида. Несмотря на статус и возраст, он собирал деньги для нуждающихся и для изучающих Тору. При этом для самого рава Галинского изучение Торы всегда оставалось на первом месте. Он всегда записывал в особый блокнот, хорошо ли он учился, успел ли проучить за день все, что считал нужным. Если в конце дня оказывалось, что общественные дела и выступления «украли» время у изучения Торы, рав Галинский поздно ночью садился и наверстывал упущенное.

Велика потеря нашего народа! Рав Яаков Ицхак Галинский был живым воплощением довоенной ешивы Новардок. Он принадлежал святому поколению, принесшему великую жертву во имя Всевышнего в годы войны и передавшему нам Тору святых ешив. Да будет благословенна память великого праведника и наставника народа Израиля.

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=23811