Пинхас — «Приятного аппетита» в пост девятого Ава

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай)

2663

Недельная глава Пинхас

«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля тем, что возревновал Моей ревностью среди вас…» (Бемидбар, 25:11)

Зачем написано «среди вас»? Ведь достаточно было бы закончить «возревновал Моей ревностью»?

В трактате Санедрин (82б) разъясняет Талмуд, опираясь на стих из Теилим (106:30): «И встал Пинхас, и совершил суд», что Пинхас как бы вел тяжбу со Всевышним. Его претензия: из-за этих двоих погибнут 24000 евреев?! Это странно, ведь не один Зимри согрешил, как сказано (Бемидбар, 25:1-2): «И начал народ блудить с моавитянками, и те зазывали их приносить жертвы их богам, и народ ел и поклонялся их богам». Кроме того, если Пинхас убил Зимри на основании закона, то почему он не начал со всех прочих блудивших?

Для пояснения приведем такую историю. Рав одного города занимался спасением некоего еврея и обратился за помощью к местному богачу. Дело было девятого Ава, однако, когда рав прибыл в дом богача, то обнаружил там накрытый стол и всю семью, сидящую за обильной трапезой с вином и мясом. Как раз когда рав с учениками зашел, хозяин дома поднял бокал вина и выпил. На удивление учеников рав улыбнулся и пожелал богачу «приятного аппетита». Ученики спросили: «Мы понимаем, что воспрепятствовать рав никак не мог, ведь этот богач имеет связи при дворе, и злить его просто опасно. Но зачем же желать ему “приятного аппетита”?» Рав ответил: «Наоборот. Мне известно, что этому человеку вредно мясо и вино. В течение года он их не употребляет. Значит, сегодня, идя на поводу у своего дурного начала, он грешит, чтобы гневить Творца. Известно, что наказание такого человека гораздо тяжелее, чем того, кто ест запрещенное для удовольствия: у второго есть некоторое оправдание, он не смог устоять перед соблазном. Поэтому я пожелал ему “приятного аппетита”, чтобы он грешил ради удовольствия, а не чтобы прогневить Творца – так его грех становится несколько меньше».

Из этого рассказа мы можем понять намерения Пинхаса. Моавитянки и мидьянитянки так преуспели в причинении вреда еврейскому народу потому, что поили их вином, а потом соблазняли. Соответственно, грех совершался не в ясном рассудке, и поэтому не был так уж тяжел. Однако Зимри сблизился с мидьянитянкой, будучи в ясном уме, и еще при этом спорил с Моше и доказывал, что это разрешено. Все это подпадает под категорию «греха с целью гневить Всевышнего». Его грех был основной причиной гнева. И поэтому Пинхас не только не старался наказать еще и остальных согрешивших, но и стал их оправдывать тем, что основная вина лежит на Зимри. Мы видим, что Всевышний признал его правоту, как написано: «И прекратился мор».

И так можно понять значение сказанного «И поднялся Пинхас из среды народа». Пинхас пошел совершать свой поступок в открытую, весь народ понимал, что он собирается сделать, но никто ему не воспрепятствовал. Их молчаливое согласие доказывает, что они грешили только из-за вина, затуманившего их рассудок. И Всевышний говорит, что Пинхас отвратил Его гнев от народа, другими словами, Он не судил их, как грешащих преднамеренно.

Перевод – З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=27120