Лех Леха — Тебе, Всевышний, принадлежит величие и сила

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

389

Недельная глава Лех Леха

«Я поднимаю руку к Г-поду, Б-гу Всевышнему» (14:22)

Наш праотец Авраам вышел на войну против двух с половиной миллионов солдат, принадлежащих армиям четырех царей, и победил всех совершенно чудесным образом, когда песок, который он бросал в них, превращался в мечи и стрелы, которые сами находили свои жертвы.

Возвращаясь обратно, Авраам заметил царя Содома, который находился глубоко в асфальтовой яме (куда он упал, спасаясь бегством – прим. пер.). Авраам сказал ему: «Выходи!», и тот тут же «послушался» его и легко поднялся ему навстречу, как сказано: «И вышел царь Содома навстречу ему (Аврааму)». Все, кто видел все эти чудеса – и на войне, и то, как Авраам вытащил царя Содома, были поражены силой Авраама. Все они сказали: «Ты среди нас – князь Б-га!» провозгласили свою веру в Б-га Авраама, и поставили Авраама царем над ними.

Тогда пришел царь Содома и попросил: «Отдай мне (моих) людей, а имущество забери себе!» Однако Авраам отказался от столь щедрого предложения и ответил: «Я поднимаю руку к Г-споду, Б-гу Всевышнему (и клянусь), что не возьму ничего, принадлежащего тебе – ни нитки, ни шнурка, чтобы ты потом не говорил: «Это я обогатил Авраама!»

Ответ Авраама понятен: он желает избежать ситуации, когда царь Содома будет уверен, что все имущество Авраама – от него. Однако, зачем он поднимает руку? Какая связь между поднятием руки и его словами? Дело в том, что Авраам говорит царю Содома: смотри, я сейчас нахожусь в испытании, называемом «моя сила и мощь моей руки дали мне всю эту победу». Есть у меня желание отнести к себе все мои успехи, поэтому «я поднимаю руку к Г-споду, Б-гу Всевышнему» – ту руку, которая может подумать, что сделала что-то, я поднимаю к Б-гу и провозглашаю, что каждое мое действие исходит из силы и разума, которые дал мне Творец!

Таким был подход Авраама к каждой детали своей жизни. Когда он видит, насколько успешные у него дети, или как другие его дети менее успешны, чем дети его товарищей – он понимает, что даже наследственность, источник которой, казалось бы, в нем, все равно не от него, а прямо от Творца мира!

Чудо – благодаря молитве

Это – одно из испытаний, сопровождающих нас каждое мгновение на протяжении всей жизни. Об этом молился и Элиезер, когда пришел в Харан, чтобы искать жену Ицхаку. Он попросил: «Пошли мне, пожалуйста, сегодня и сделай мне добро…», – я хочу найти жену Ицхаку прямо сегодня. Несмотря на то, что Элиезер пришел в Харан под вечер, он просит найти шидух еще до заката солнца. Элиезер знал, что скоро девушки придут набирать воду из колодца, и он сможет посмотреть на них и проверить. «Если девушка, которой я скажу: «Наклони, пожалуйста, свой кувшин, чтобы я напился», ответит: «Пей, и верблюдов твоих я тоже напою», (то я пойму, что) ее Ты и предназначил для раба Своего, Ицхака. Так я узнаю, что Ты оказал милость моему господину». Спрашивают комментаторы, зачем нужно подчеркивать «так я узнаю»? Дело в том, что, когда Элиезер увидел, какие чудеса с ним произошли – как он мгновенно перенесся в Харан и далее – когда Всевышний сразу ответил на его молитву, он опасался, что ему придет в голову: «Может быть, я удостоился этого из-за своей праведности!» Поэтому, кроме самой просьбы послать ему нужную девушку, Элиезер добавляет: «так я узнаю, что Ты оказал милость». Владыка мира, помоги мне понять, что Ты ответил на мою просьбу благодаря моей молитве, а не мне самому!

Молитва раскрывает сердца

В 5737 (1977) году правительство желало узаконить аборты. Министр юстиции того времени, Шмуэль Тамир, был одним из главных сторонников проекта этого закона, который, разумеется, абсолютно противоречит закону Торы. Поэтому религиозные члены Кнессета, которые, естественно, изо всех сил боролись с этим проектом, решили отправить делегацию к Шмуэлю Тамиру и постараться убедить его изменить свое мнение.

Среди членов этой делегации были рав Михль Штерн, главный раввин района Эзрат Тора, и рав Рефаэль Левин, сын большого праведника рава Арье Левина. Раввины знали, что рава Арье Левина очень любили в кругах ЛеХИ и ЭЦеЛь (подпольных сионистских организаций во времена власти англичан – прим. пер.), и сам министр юстиции когда-то был членом этих организаций. Они надеялись, что присутствие сына рава Левина окажет благоприятное воздействие на министра.

За несколько дней до назначенной встречи рав Рефаэль Левин стал обзванивать всех членов делегации: «Знайте, это решающая встреча! – говорил он, — Мы взяли на себя очень сложную задачу, и кто знает, удастся ли нам добиться успеха? Мы обязаны молиться из глубины сердца, просто разрывать Небеса своими молитвами! Нужно молиться изо всех сил, ведь у нас очень маленькие шансы! С чего он вообще будет нас слушать, этот министр?»

И на самом деле, множество молитв об успехе этой миссии поднялись к Всевышнему. В назначенный час члены делегации направились к дому министра юстиции, ни на секунду не прекращая взывать к Творцу.

В начале встречи все представились, и, когда рав Рефаэль Левин назвал свое имя и упомянул имя своего отца, Шмуэль Тамир заулыбался и сказал: «О, да ведь рав Арье – это наш рав!» И он предоставил раву Рефаэлю честь изложить их просьбу.

«Я хотел бы рассказать вам одну небольшую историю, которая произошла с моим отцом много лет назад, — сказал рав Рефаэль, — Однажды к нему в дверь постучали муж с женой, по виду нерелигиозные, и попросили разрешить их спор. Рав Арье пригласил их войти, и они рассказали, что жена беременна, а муж, который занят интенсивной учебой на медицинском факультете, не готов сейчас стать отцом. Он хочет, чтобы жена сделала аборт, а та категорически не согласна. Поскольку они никак не могут прийти к согласию, просят, чтобы рав Левин помог им найти решение.

Рав Арье долго сидел с супругами и объяснял им, насколько это великое и важное дело – привести в этот мир еврейского ребенка. Он говорил с ними, играя на всех чувствах, описывая, какое это счастье – растить малыша, и сколько радости он им принесет, какой крепкой опорой будет им под старость. Исходящие из глубины сердца слова рава проникли в сердце мужа. Он согласился принять мнение рава и не делать аборт».

Рав Рефаэль поднял глаза на министра и продолжил: «Что вам сказать? Через несколько месяцев у этой пары родился сын, которого назвали Шмуэль. Шмуэль Тамир».

Министр юстиции был в полном шоке. Он тут же позвонил своей матери и спросил, действительно ли так было дело. Та ответила ему несколько извиняющимся тоном: «Да, ты должен понять, тогда были другие времена… Очень было тяжело…»

Шмуэль Тамир закончил разговор с матерью и повернулся к делегации: «Не волнуйтесь, пока я – министр юстиции, этот закон принят не будет!»

Раввины, чрезвычайно довольные, попрощались и ушли. Уже на улице рав Михль Штерн спросил рава Рефаэля Левина: «Вы ведь знали эту историю и раньше. Почему же Вы тогда звонили мне и другим и просили молиться? Почему Вы считали, что положение непростое и нужно молиться? Ведь у вас в руках была беспроигрышная карта!»

Рав Левин махнул рукой: «А, такая история, сякая история… Если бы не молитвы – никакого успеха бы мы не добились! Вы думаете, что эта история помогла? Нет, конечно! Знайте, что только наши молитвы победили! Без них никакая история, какая бы трогательная она не была, не помогла бы достичь нужной цели!»

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=89819