Тецаве — Бывают ли убытки от выполнения заповеди?

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Гринбойм

280
единства

Недельная глава Тецаве

«Вели сынам Израиля, чтобы доставляли тебе чистое оливковое масло для освещения, чтобы зажигать свечу, горящую постоянно» (27:20)

«Сказал бар Капара: душа человека и Тора сравниваются со свечой. О душе сказано в «Мишлей» (20:27): «Свеча Г-спода душа человека», а о Торе сказано (там же, 6:23): «Ведь заповедь – свеча, а Тора – свет»». (Мидраш Раба, Дварим, 4)

В книге «Нахалат Элиезер» объясняются слова этого мидраша от имени рабби Исраэля Салантера: воюя с дурным началом, нужно действовать в двух направлениях. Во-первых, увеличивать страх и трепет перед Всевышним, а во-вторых – уменьшать испытание.

Например, если человек выполняет заповедь или учит Тору, и вдруг дурное начало приходит к нему с претензией; мол, из-за этого он упускает такую-то выгоду, и соблазняет его оставить учебу или заповедь. Как можно укрепиться в таком случае? Если человек будет помнить, что Тора – свет, а заповедь – свеча. Ведь сказали наши мудрецы в Мидраше (Шмот Раба, 36:3): «Когда свеча горит – даже если от нее зажгут миллионы свечей и факелов, ее свет остается на месте. Так и каждый, кто тратит деньги на заповедь, не уменьшает свое имущество». То есть, даже если многие люди пользуются свечой, чтобы зажечь от нее свои свечи, свет свечи не уменьшается.

Так и из-за исполнения Торы, человек никогда не может ничего упустить или потерять.

Если человек будет размышлять над этим и повторять себе, ему станет легче выполнять заповеди и учить Тору, ведь он будет понимать: мысль, что из-за заповеди он что-то теряет – это всего лишь воображение, это уловки дурного начала, которое ставит его перед испытанием.

Рассказывал рав Йосеф Шломо Каанеман, великий рав из Поневежа, что однажды он поехал за границу собирать деньги на свою ешиву и оказался в Германии (еще задолго до катастрофы), в городе Франкфурте. Там он остановился у рава Яакова Розенхайма.

Хозяин, который очень уважал рава Каанемана, пожелал избавить его от унижения, связанного со сбором денег, и обратился к нему с вопросом: «Какую сумму вы думаете собрать во Франкфурте?» Рав Каанеман подумал и назвал некую сумму.

«Прошу вас, — сказал рав Яаков, — оставайтесь у меня дома, а я уже договорюсь о встрече с таким-то и таким-то филантропом, и, с Б-жьей помощью, соберем необходимую сумму».

Рав Каанеман был очень рад, что ему не придется ходить по домам богачей. Рав Яаков, действительно, поговорил с несколькими состоятельными людьми, они сами пришли к нему домой и дали неплохие пожертвования. Тем временем рав Яаков узнал, что один из богачей собирается уезжать в другой город на долгое время. Он поспешил обратиться к нему и договориться о встрече с равом Каанеманом. Богач согласился встретиться, но сказал, что, поскольку у него очень мало времени, он не успеет подойти к раву Розенхайму, а просит, чтобы рав Каанеман встретился с ним утром на вокзале. До поезда будет достаточно времени, и они смогут спокойно побеседовать.

На следующее утром рава Каанемана задержало одно срочное дело, и когда он вспомнил о запланированной встрече, стал сомневаться, что делать: идти вначале помолиться в синагоге, и тем самым, скорее всего, пропустить встречу и не получить обещанное пожертвование? Или все-таки пожертвование важнее молитвы в общине, поскольку речь идет об учебе Торы многих? В итоге рав решил пойти помолиться, будучи уверенным, что, выполняя заповедь, ничего не проигрываешь.

После молитвы он поспешил на вокзал, надеясь, что вдруг поезд опоздал, и богач все еще ждет его. Но, разумеется, когда он приехал, оказалось, что поезд уже давно отправился – строго в назначенное время. Рав Каанеман присел на скамью немного отдохнуть после всей этой суматохи и через несколько минут вдруг увидел того богача, который бежит ему навстречу! Он подошел к раву, пожал ему руку, и, отдуваясь после пробежки, сказал: «Пожалуйста, простите меня, уважаемый рав! Я задержался по непредвиденной причине. Мне так неудобно, что вам пришлось меня долго ждать!» Рав Каанеман поспешил успокоить его: «Не волнуйтесь, Высшее Провидение и меня задержало, я пришел несколько минут назад!» Однако богач продолжил: «Все равно, мы договорились с вами встретиться в такое-то время, и вы меня ждали, так что есть здесь с моей стороны неуважительное отношение к Торе». Он достал сумму, в два раза большую, чем ту, о которой они договаривались, и передал раву.

Когда рав из Поневежа рассказывал эту историю своим ученикам, он добавил: «Какой урок можно выучить из этого случая! Ведь если бы я побежал утром на вокзал еще до молитвы, я бы ждал и ждал его, а потом наверняка бы отчаялся и ушел, и упустил бы и пожертвование. А теперь, в заслугу того, что я задержался, чтобы выполнить заповедь, я ничего не потерял, а еще и наоборот – получил двойную сумму!»

*

Один большой знаток Торы заболел тяжелой болезнью. Ему назначили курс лечения. Когда он пришел на процедуру, медсестра сказала, что он должен надеть стерильную одежду, поэтому нужно снять все его вещи и надеть больничную одежду.

На следующий раз он уже знал об этом, и поэтому принес с собой чистый, хорошо постиранный и выглаженный талит катан, чтобы выполнить требования больницы. Когда медсестра увидела, что поверх больничной пижамы он надел талит катан, она заявила, что так процедуру проходить нельзя, и он должен снять талит. Все его попытки объяснить, что это чистая, специально постиранная одежда, наткнулись на стену непонимания. Медсестра не согласилась провести лечение.

Однако рав тоже был не готов уступать, и поэтому сел за дверью процедурной и стал ждать. Прошло часа три, и мимо прошел один из главных врачей отделения. Он спросил больного: «Что случилось, чего вы ждете?» Тот объяснил свою проблему. Врач выслушал его и зашел в процедурную, чтобы выяснить у медсестры, в чем дело. Через несколько минут врач вышел, взволнованный и озабоченный. Рав спросил его, что случилось. Врач ответил: «Прежде всего, идите получить нужное лечение, я договорился с медсестрой, вы можете остаться в талите. А потом я к вам подойду». Когда процедура закончилась, врач сам подошел к раву, глаза его блестели от навернувшихся слез. «Я сам не соблюдаю Тору и заповеди, — сказал он, — но сейчас я удостоился увидеть, как Б-г охраняет тех, кто верен Ему. Когда я вошел поговорить с медсестрой, чтобы убедить ее, что нет проблемы в чистом талите, я заодно проверил, какое лекарство вы должны были получить. И я с ужасом увидел, что по ошибке медсестра собиралась дать вам лекарство, которое вам совершенно не подходит, оно могло резко ухудшить ваше состояние, вплоть до смертельной опасности».

«Конечно, это была чистая ошибка, — добавил врач, — но если бы вы не заупрямились, процедуру бы провели, и кто знает, в каком состоянии вы бы находились сейчас! Только в заслугу того, что вы отказались снять талит, вы спаслись от страшной беды!»

Перевод: г-жа Л. Шухман

 


http://www.beerot.ru/?p=90371