Шлах — Ради Небес, но по своему мнению

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

543

Много-много лет назад в народе Израиля был один человек, который, чтобы освятить Имя Творца среди сынов Израиля, решил пожертвовать своей жизнью, в самом прямом смысле.

Он считал, что евреи недостаточно верят в наказания, которые Тора установила для грешников, и поэтому намеренно нарушил Шаббат, чтобы получить наказание на глазах у всего Израиля, и внедрить в их сердца страх. Когда они увидят, что это не просто предостережение, что Моше рабейну, в качестве судьи, действительно выносит смертный приговор грешнику, и этот приговор приводится в исполнение.

Вот, что сказано об этом человеке: «Когда сыны Израиля были в пустыне, они застали там человека, собиравшего хворост в Шаббат… Его оставили под стражей, потому что еще не было определено, как следует поступить с ним. Всевышний сказал Моше: “Его следует предать смерти…” И вся община вывела его за пределы стана и забросала камнями. Он умер, как и повелел Г-сподь Моше».

Конечно, намерения его были чисты – ради освящения Имени Всевышнего. Но результат этого поступка был просто катастрофическим для всего народа Израиля. Давайте представим себе, насколько мы можем, что происходило на Высшем Суде после смерти этого человека.

Душа этого еврея поднялась на Небеса, и вот ей встречается ангел.

«Куда ты направляешься?» – интересуется он. «Как куда? В Ган Эден, конечно! – отвечает душа, — Я ведь пожертвовал собой ради святости Шаббата!» А ангел ему говорит: «А, ну да, конечно… Но прежде, чем ты туда попадешь – присядь-ка на минутку, я хочу тебе кое-что показать».

И вот перед глазами того человека разворачивается «фильм»: история Катастрофы, голод, холод, страшные мучения, и непосильная работа. Видя тяжкие страдания, которые пришлось пережить еврейскому народу, тот человек вскочил: «Что это такое?» «А, тебе тяжело это видеть? – спросил ангел, — Так я тебе покажу что-то другое». И вот «на экране» – история инквизиции, пытки и мучения, которым подвергались евреи в темных подвалах. Когда наш герой увидел, как еврею вырывают ногти один за другим, он уже не мог этого выдержать и в ужасе отвернулся, желая продолжить свой путь. Ангел увидел это и сменил картинку, намекая тому вернуться на место. Теперь «на экране» была интифада: взрывающиеся автобусы, стрельба, ножевые атаки, трактор, за рулем которого озверевший араб, въезжает на автобусную остановку и давит всех подряд…

На этом этапе наш герой не выдержал и возмутился: «Что ты делаешь? Если бы ты показывал эти картины тем, кто по пути в Геином – я еще понимаю. Но почему вы показываете эти кошмары тому, кто направляется в Ган Эден?!»

Ответил ангел: «Чтобы ты насладился плодами своих рук! Все, что ты здесь видел – ты сам натворил!»

«Я?!» – в ужасе вскричал человек.

«Ты, ты, — подтвердил ангел, и, видя, что его собеседник ничего не понимает, начал терпеливо объяснять: “Смотри, известно, что если бы весь народ Израиля провел два Шаббата без единого нарушения, то пришло бы полное и окончательное Избавление. Один Шаббат был соблюден, а во второй – ты совершил нарушение. Из-за этого мир не смог достигнуть своего исправления (см. комм. Раши там). Так что все беды и несчастья, которые постигли народ Израиля во время всех изгнаний – это результат твоего поступка!”»

«Но я же… я же старался ради Небес, освятить Имя Всевышнего…»

Увы, этот ответ не поможет. «Да, твои намерения были благими, — скажут ему Свыше, — но почему ты не спросил прежде Моше рабейну? Разве не было в твоем поколении глав народа Израиля, которые обладают ясным видением и могут направить каждого человека на верную дорогу, чтобы он не свернул с нее и не упал? Почему не обратился хотя бы к Аарону или к одному из семидесяти членов Санедрина? Неужели мало людей, c которыми можно было посоветоваться? Почему ты совершил поступок по собственному мнению, и, тем самым, причинил великое зло народу Израиля?»

Вождя колена Шимона звали Шафат бен Хори (Шафат – от слова шофет, судья; Хори – от выражения бен хорин – свободный человек). Отсюда мы учим, что судить может только тот, кто свободен от не соответствующих мнению Торы суждений, которые могут его обмануть, привести к ошибке.

Тот, кто не на таком высоком духовном уровне, обязан советоваться и принимать мнение своих учителей, а не судить о вещах, согласно своим сердечным наклонностям и своему пониманию.

Я, слава Б-гу, удостоился пребывать в среде многих больших мудрецов и многому учиться у них. Одна из фраз, которые оказали на меня огромное влияние, были слова рава Йеуды Сильмана (одного из ведущих раввинов и судей Бней-Брака). Вот о чем шла речь: в раввинском суде великого рава Нисима Карелица проводилось обсуждение по поводу одного человека, которого суд обязал выполнить некое действие, и этот человек просил, чтобы над ним смиловались и отложили выполнение обязательства на несколько месяцев. Рав Нисим склонялся к тому, чтобы выполнить его просьбу, а рав Сильман считал, что нельзя позволять тому человеку отсрочку. В тот же день, несколько часов спустя, я зашел к раву Сильману по какому-то делу, и услышал от него, что он тоже согласился дать тому человеку время, которое тот просил. «Почему вы изменили свое мнение, рав?» – удивился я. И рав объяснил: «Ведь спор там шел о почете Небес, и когда мне стало ясно, что вроде бы Йеуде Сильману почет Небес важнее, чем самому раву Нисиму… Я понял, что тут что-то не так!»

Когда мы желаем знать, каково мнение Торы по определенному вопросу, и как Всевышний желает, чтобы мы себя вели, мы должны принять мнение глав поколения, ведь никто не может утверждать, что ему почет Небес важнее, чем этим великим раввинам!

Поэтому, даже когда они выносят решение, не касающееся прямо законов Торы, а, например, каких-то политических событий – слово Творца стоит перед их чистыми глазами. И тот, кто будет вести себя в соответствии с их указаниями – никогда не оступится!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87655