Недельная глава Берешит
«И благословил Б-г седьмой день и освятил его…» (Берешит, 2:3).
«Сколь глупы маловеры, запаздывающие с принятием субботы и спешащие закончить ее, – говорил учитель наш Хафец Хаим, – ведь все шесть будних дней вобрали в себя проклятье, обращенное к Адаму, «в поте лица своего будешь ты есть хлеб». И только субботний день свободен от проклятья – Всевышний сам благословил этот день и освятил его.
Те, кто понимают это, стараются пораньше начать Шаббат, чтобы удостоиться благословения, и не спешат оставить его, попав под власть проклятия будней.
Счастлив тот, кто стремится больше времени провести в благословении Всевышнего, изливаемом на хранящих Субботу», – заканчивает свои слова Хафец Хаим.
Рав Залман Сороцкин рассказывал историю, которой сам был свидетелем. В городе, где он был равом, один юноша из хорошей семьи купил машину и стал зарабатывать, возя людей с железнодорожной станции в город и обратно. Постепенно он стал заканчивать работу в пятницу все позже и позже, а начинать работу на исходе субботы все раньше и раньше, пока не начал нарушать субботу в открытую. Никакие увещевания не приносили успеха. Рав позвал его к себе, говорил с ним и по-хорошему и по-плохому – тщетно. Юноша пообещал исправиться, но не исполнил обещания. Отец его, тяжело больной, погруженный в свои страдания и болезни, не замечал происходящего.
Однажды раву Залману пришлось участвовать в собрании раввинов в Вильно, проходившем под руководством Хафец Хаима и рава Хаима Озера Гродзенского. На обратном пути рав Сороцкин узнал, что и Хафец Хаим возвращается домой в том же вагоне. Выглянув в окно вагона, рав увидел отца того самого «таксиста», с трудом ковыляющего, опираясь на палку, в направлении вагона. Рав приветствовал еврея и справился о его здоровье, стало ли ему легче и разрешают ли врачи ему вернуться домой. Нет, ответил тот, он не здоров и едет не домой. Он едет на том же поезде в Радин, к Хафец Хаиму. Однажды во сне он увидел свою давно покойную бабушку, которая взывала к нему: «Довольно тебе валяться по больницам! Нечего искать лекарство от твоей болезни у врачей! Съезди к Хафец Хаиму, получи благословение из его уст и исцелишься». И вот он здесь, чтобы ехать в Радин…
Рав Сороцкин был поражен рассказом о сне и поспешил обрадовать еврея, сообщив, что нет нужды ехать в Радин, Хафец Хаим здесь, в вагоне напротив. Больной был очень взволнован, он увидел в происшедшем знак с Небес, подтверждающий его сон. Он с трудом поднялся в вагон и застал Хафец Хаима в молитве. Все собравшиеся, затаив дыхание, ловили ясные и чистые слова, исходящие из его уст. И тут у рава Сороцкина возникла идея. Отозвав в сторону рава Гиллеля Гинзбурга, мужа внучки Хафец Хаима, он рассказал ему о такси, оскверняющем субботу, и попросил передать историю Хафец Хаиму прежде, чем больной подойдет к нему за благословением. Тогда Хафец Хаим сможет потребовать у него повлиять на сына.
Рав Гинзбург согласился. Двое вернулись в вагон и, к своему разочарованию, обнаружили, что Хафец Хаим уже закончил молитву и больной стоит около него и просит благословения. Поздно. Ничего не поделаешь, им пришлось выслушать рассказ о болезни и о бабушке, заставившей попросить благословение.
Хафец Хаим был потрясен услышанным. «Кто должен благословить Вас! – Исраэль Меир?! Вам кажется, что его благословение поможет? Отнюдь! Вы знаете, кому даны благословения – святой Субботе! Суббота благословенна Б-гом и она источник благословений. Зачем Вам просить благословения у меня?»
Хафец Хаим на мгновенье замолчал, а затем добавил: «Почему бы нет… Если Вы будете соблюдать Субботу как положено, и она даст Вам свое благословение, то и Исраэль-Меир благословит Вас. Но если Вы не хотите соблюдать Субботу, полагая, что довольно благословения Исраэль-Меира… Этому не бывать, невозможно, это не в моих силах».
И, прервавшись еще, продолжил. «Может быть, Вам кажется, что Вы соблюдаете субботу и достойны благословения. Посмотрите, что сказано в Торе: «Не делай никакой работы, ты и сын твой и дочь твоя…» Подобного предостережения нет в отношении всех других заповедей. Не сказано, к примеру: «Не ешь молоко с мясом, ты и сын твой и дочь твоя» или «накладывай тфилин, ты и сын твой и дочь твоя». Так говорится только о Субботе. За святость Субботы отец отвечает за своих детей.
И если вы соблюдаете Субботу, но Ваш сын – ездит на автомобиле, а Ваша дочь – расчесывает волосы в Субботу… Вы не получите благословения Субботы, и Исраэль-Меир тоже не сможет благословить Вас…»
Хафец Хаим закончил, а отец разразился рыданиями и пообещал, что сын прекратит ездить в субботу, а дочь перестанет расчесываться. И тогда Хафец Хаим согласился благословить больного.