Леках Тов — Бешалах — Всегда Я среди вас

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

3056
матот-масей

Недельная глава Бешалах

Сохранить душевный подъем

«Это Б-г мой и дам Ему обитель …» (Шмот, 15:2)

«Это Б-г мой и построю Ему святилище» (Ункелус)

Рав Мишковский объясняет, почему именно в тот час решили сыны Израиля построить Храм. Великое начало в служении Всевышнему – это немедленно, в час духовного пробуждения и подъема найти пути сохранить для себя этот подъем. Ведь, если этого не  сделать, то чувство пробуждения и причастности к святости вскоре сотрется из памяти. Так, ощущение удивительного открытия Всевышнего, испытанное при переходе между расступившимися водами моря (как сказано: «Видела рабыня на море то, что не видел Йехезкель бен Бузи»), евреи захотели увековечить, чтобы и в будущем оно озаряло их путь. «Это Б-г мой и я построю Ему святилище» – Храм, где будет явным присутствие Творца, который станет источником Духа Святости.

Ступени скромности

«А мы то – что, что на нас вы ропщете?» (Шмот, 16:7)

Велико то, что сказано о Моше-рабейну по сравнению со сказанным об Аврааме. Наш праотец Авраам, сказал: «А я – прах и пепел», но Моше сказал: «А мы то – что?» (Хулин, 9а).

Рав Моше Шмуэль Шапиро из Люблина объясняет сказанное в Талмуде такой историей.

Рав Йонатан Эйбешиц имел обыкновение в Дни Трепета молиться около еврея скромного и смиренного сердцем. Однажды во время молитвы Минха накануне Йом Кипура вдруг загорелись его глаза. Он увидел простого пожилого еврея, плакавшего во время молитвы так, что страницы его махзора (сборника молитв на Йом Кипур) были мокры от слез. В конце молитвы произнес он сказанное «прах я при жизни своей и, тем более – в смерти» и перевел для себя: «И, живя — прах я, а когда умру – тем более».

«Вот еврей, и вправду трепещущий перед Творцом и смиренный», – решил рав Эйбешиц. И сразу после заключительной трапезы перед постом поспешил в синагогу, чтобы успеть занять место около него.

И действительно, сосед не разочаровал великого праведника и мудреца. И вечером и днем он молился, изливая душу перед Всевышним. Рав Йонатан обрадовался, что не ошибся, но радость его была недолгой. В полдень его соседа вызвали к Торе четвертым. И тот, вдруг, в гневе обрушился на габая: «Такого-то, неуча, вы вызвали третьим, а меня четвертым! Чем я хуже его?!»

Рав Йонатан был поражен и после обратился к еврею с вопросом: «Не вы ли еще вчера говорили: “И, живя, прах я, когда умру – тем более!”»

Говорит рав Шапиро: «Так то, что праотец наш Авраам сказал, обращаясь ко Всевышнему, “А я – прах и пепел”, – не удивительно. Но Моше, бывший самым смиренным из людей, сказал: “А мы то – что?”, обращаясь к тем, кто роптал, ища повод для недовольства, и даже по сравнению с ними не видел своих достоинств».

Однажды раби Акива Эйгер и рав из Лиссы (рав Яаков Лобербойм, автор книги «Нетивот Амишпат») должны были приехать в Варшаву на собрание раввинов. На подъезде к городу множество евреев вышли им навстречу и впряглись в их коляски вместо лошадей. Когда раби Акива увидел почет, оказанный его товарищу, сошел он со своей коляски и сам взялся за оглоблю. Рав же из Лиссы, увидев почет, оказанный его товарищу, сделал то же. Так, в восторге, катил весь народ пустые коляски – в честь Торы.

Ман — урок для всех поколений

«Не было избытка у собиравшего много, а у собиравшего мало  – нехватки» (Шмот, 16:18)

Объясняет рав Йерухам Лейвович, выдающийся машгиах ешивы Мир в своей книге Даат Тора: «Прочитав внимательно то, что сказано о мане, мы должны иметь в виду, что ман, со всеми связанными с ним чудесами, – это прообраз хлеба всех поколений. Разница лишь в том, что явные чудеса, происходившие с маном, происходят с обычным хлебом скрыто. Смысл их, как и всех чудес исхода из Египта, в том, чтобы показать нам сверхъестественным вмешательством в природу Творца, что и сама природа, в сущности, сверхъестественна. Роль мана, прежде всего, в том, чтобы показать всем, что питаясь хлебом, человек живет волей Всевышнего, облаченной в хлеб, а не материальной оболочкой. Как сказано, «И питал тебя маном… чтобы сообщить тебе, что не одним лишь хлебом живет человек, но всем, исходящим из уст Г-спода, живет человек. Как объясняет Рамбан «ибо Он сделал так, чтобы дать им (евреям) понять, ибо Он дает жизнь человеку так, как угодно Ему, и поэтому, храни заповеди Его и будешь жить». Вера в это не приобретается легко. Сорок лет потребовалось Всевышнему кормить маном народ Израиля, чтобы укоренить в них это знание».

Другую основу упования на провидение Творца находим мы в словах «не было избытка у собиравшего много, и у собиравшего мало – нехватки». Богатство не является прямым следствием стараний, все – в силу заслуг человека.

Как сказал раби Меир (Кидушин, 82а): «Пусть научит человек своего сына ремеслу легкому и чистому и молится Тому, Кому принадлежит богатство и достояния…»

Рав Симха-Зисл Зив (Саба из Кельма) говорил об этом так: «опыт показывает, что большинство людей трудятся с завидным старанием и отнюдь не упускают случая приумножить свое имущество. Более того, время от времени они приумножают свои усилия. И, однако, не видят благословения в своих делах. Несмотря на многие усилия, малочисленны богачи в Израиле. С другой стороны, есть много торговцев, в лавках которых большую часть дня не часто бывают покупатели и, все же, им хватает на жизнь. Мы явно видим, как осуществляется сказанное: “Не было избытка у собиравшего много, и у собиравшего мало – нехватки”».

Всякий зрячий может видеть то, что ежедневно видели собиравшие ман. Не старания определяют пропитание человека, а Г-сподь дает каждому то, что необходимо ему, трудись он много или мало.

Сказано в Торе: «И сказал им Моше: “Пусть никто не оставляет от него (от мана) до утра”. И не послушались Моше… и зачервивел (ман) и испортился». Многие люди, желая обеспечить свой завтрашний день, экономят деньги и скупятся в расходах сегодняшних. И, несмотря ни на что, когда приходит время воспользоваться сэкономленным, оказывается, что копилка пуста. Значит, не в силах человека гарантировать свое будущее. Только усилия в исполнении воли Творца, или, не дай Б-г, оплошности в этом определяют успех человека.

Всегда Я среди вас

«И пришел Амалек и воевал с Израилем…» (Шмот, 17:8).

Перед этим сказано о том, что роптали евреи, требуя у Моше воды: «И назвал имя месту Мэй Мерива за ропот сынов Израиля и за испытание ими Г-спода, когда говорили они: “Есть ли Г-сподь среди нас или нет?!”»

Говорит Раши, что рассказ об Амалеке следует за этой историей, чтоб сказать: «Всегда Я среди вас, забочусь обо всех ваших нуждах, а вы говорите: “есть ли Г-сподь среди нас или нет?”. Вы увидите, что придет собака и укусит вас, и вы закричите, и будете знать, где Я. Это подобно тому, как человек, взяв сына на плечи, вышел в путь. Увидел сын что-то на дороге и сказал: «Отец, подыми это и дай мне». И так дважды и трижды. Встретили они другого путника. Сказал ему сын: «Не видел ли ты отца моего?» Сказал ему отец: «Ты ли не знаешь, где я?!» Сбросил он сына с себя, пришла собака и укусила его».

Говорит рав Йерухам Лейвович, что в этих словах Раши находят свое выражение благо и изобилие, даваемые Творцом мира Его сыновьям. Та же мысль, в сущности, проходит сквозь все утренние благословения. Просыпаясь, еврей говорит: «Благословен возвращающий души в мертвые тела!» Одеваясь, благословляет  «одевающий нагих», подымаясь – «выпрямляющий согбенных» и т.д.

Человеку необходимо благословлять Творца за каждое мгновение жизни. Лишь только поскольку это невозможно, мудрецы постановили произносить благословения хотя бы в начале дня.

«Всегда Я среди вас». Как же может человек задать вопрос: «Есть ли Г-сподь среди нас или нет?»

И еще добавляет Раши: «Вы увидите, что придет собака и укусит вас».

Когда Всевышний, благословен Он, отбрасывает от себя человека, когда человек, не дай Б-г, в несчастье, тогда оказывается, что ему известно, к кому обратить крики о помощи. Но когда Всевышний «несет» его, даря ему блага и, охраняя, человек не знает Б-га, забывает Его. Тот, кто был болен и исцелился, прилюдно благословляет Творца, рассказывая всем о Его чудесах.

Но разве меньше чудеса Всевышнего, когда Он сохраняет человека здоровым? Разве не об этом сказано: «Всякую болезнь не наведу на тебя, ибо Я – Г-сподь, целитель твой».

Кто из нас задавал себе этот вопрос?

Перевод рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=9607