Леках Тов — Ахарей Мот — Благодарность – осознание милости Б-га

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2908
матот-масей

Недельная глава Ахарей мот

«…А если в благодарность принесет жертву…» (Ваикра, 17:12).

«Приносящий жертву благодарения почтит меня…» (Теилим, 50).

«Сказал рав Уна от имени рава Ахи: почтит – неоднократно» (Мидраш Раба, 9:2).

Объясняя слова мидраша, Ктав Софер говорит: люди знают, что следует благодарить Всевышнего за чудо, произошедшее с ними, за избавление от несчастья. Но, в сущности, каждый должен быть благодарен не только за избавление, но и за само несчастье, в которое попал. Ведь «все, что делает Милосердный – к добру». То есть и само несчастье было добром. Всевышний послал его для того, чтобы побудить человека оставить его дурные пути или для того, чтобы благодаря испытанию, человек удостоился большего блага. Как сказали наши мудрецы, человек обязан благословлять Всевышнего за плохое с такой же радостью, как и за хорошее.

Возможно, об этом и сказал царь Давид: «Благословлю Г-спода во всякий час» (Теилим, 34) – даже в час несчастья.

Продолжает Ктав Софер: «Тот, кто приносит благодарственную жертву, должен иметь в виду и несчастье, предшествовавшее спасению, ведь сказано «почтит неоднократно». Теперь можно понять и продолжение (Теилим, 50): «Приносящий благодарственную жертву почтит Меня… покажу Я спасение Б-га». Даже тот, кто всем сердцем верит, что несчастье – для его же блага, обычно не понимает, как именно оно станет добром. Однако тот, кто, несмотря ни на что, благодарит Всевышнего за все, что Он дает ему, удостоится, в конце концов, что и Всевышний в ответ даст увидеть и понять, как из того, что казалось злом, выросло добро.

Так сказали и наши мудрецы (Псахим, 50): «Не подобен этому миру мир грядущий. В этом мире, услышав добрые вести, говорят: “Благословен добрый и творящий добро”, а услышав дурные вести, говорят: “Благословен судья истинный”. В грядущем же мире говорят лишь “добрый и творящий добро”». В будущем мире всякий увидит своими глазами, что все, что происходило, было к добру, – то, чего не дано видеть в мире нынешнем.

Рамбан однажды пришел навестить больного ученика. Увидев, что конец того близок, сказал ему: «Послушай меня, сын мой! Знай, что в высшем мире есть чертог, где сидят судьи, и Шехина пребывает в собрании их. Вот тебе камея (пергамент с надписью, обладающей силой святости), и знай, что благодаря ей будут открываться перед тобой все ворота, пока не достигнешь ты этого чертога. И там задай вопросы о том, что происходит с еврейским народом». Рамбан дал ученику записку с вопросами и попросил явиться перед ним во сне и принести ответы.

Ученик покинул наш мир. И вот однажды, когда Рамбан сидел у окна и учился, образ умершего предстал перед его глазами. Сказал ученик: «Знай, учитель, что везде, когда я показывал камею, передо мной открывались все ворота и я мог подниматься все выше и выше, пока не достиг места, о котором ты говорил. Но, когда я хотел задать вопросы, которые передал ты мне, учитель мой и господин, сразу увидел я, что всякому недоумению нет места в Мире Истины, все – справедливость и правосудие».

Рав Яшар, благословенна память праведника, рассказывал, что после смерти рава Нафтали Цви Йеуды Берлина (Нецива из Воложина), главы Воложинской ешивы, ученики его ощущали, что учитель, несомненно, находясь в высшем мире, приблизит приход Машиаха, о котором так много говорил при жизни. Однако прошло уже довольно много времени после кончины Нецива, а Машиах еще не пришел. Тогда один из учеников ешивы высказал свое недоумение этим фактом другому ученику.

«В нашем мире, – ответил тот, – многое выглядит, как проявление качества строгого суда Всевышнего. Но в высших мирах, где можно ясно видеть всю картину, оказывается, что все, что здесь происходит, – не что иное, как милосердие и благо. Так же и в отношении Освобождения (геулы).

Вполне возможно, что, находясь здесь, среди нас, учитель видел в задержке геулы строгость наказания. Однако, оказавшись на Небесах, увидел в этом милосердие и благо Творца и понял, что не стоит ускорять события».

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=14378