Леках Тов — Ваишлах — Счастлив твой удел в этом мире…

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

1312

Недельная глава Ваишлах

«С Лаваном жил я …» (Берешит, 32:5).

«Таков путь Торы: хлеб с солью ешь и воду мерой пей, на земле спи и живи в страданиях – и над Торой трудись. Если ты поступаешь так – “счастлив твой удел и благо тебе” – счастлив твой удел в этом мире и благо тебе в мире грядущем» (Авот, 6).

Рав Йосеф-Юзл Горовиц, известный как Саба из Новардока, объясняет, что мишна не требует от человека вести жизнь, полную страданий. Она лишь призывает его заниматься Торой вопреки страданиям. То есть, даже если твоим уделом станет «хлеб с солью», следует пожертвовать всем, лишь бы ни на волосок не отступать от изучения и исполнения Торы.

Примером этого служит наш праотец Яаков, который, как говорит Раши, свидетельствует о себе: «С Лаваном жил я, и шестьсот тринадцать заповедей хранил (числовое значение слова «жил» גרתי – 613), и не перенял его дурных дел». Несмотря на то, что Лаван был способен повлиять и силой, и хитростью, и дружбой, да и другие жители Харана вели себя отнюдь не в духе Яакова, их соседство все же нисколько не сказалось на нем. Двадцать лет провел Яаков в Харане, храня и исполняя 613 заповедей. На нем не отразилось ни мировоззрение Лавана, ни поведение окружающих. И далекое от путей Торы поведение соседей не вынудило и не соблазнило Яакова отступить хотя бы на волосок ни от одной из шестисот тринадцати заповедей. Яаков ни на йоту, даже в мелочах, не отступил от пути Торы.

Вот что рассказывают об одном из раввинов Гамбурга, который занял свой пост, будучи еще молодым человеком. В первый же день его пребывания в городе перед ним предстала женщина, и сказала, что у нее есть спор с неким богачом, одним из самых почтенных людей города. Рав спросил, не может ли она подождать до завтра, ибо он еще не успел отдохнуть с дороги. Однако женщина перечислила целый ряд причин для того, чтобы суд состоялся именно сегодня. Молодой раввин позвал служку и сказал ему: «Пойди к такому-то и скажи ему, что он приглашается, чтоб судиться с такой-то». Служка почувствовал, что не может сдвинуться с места от страха в предчувствии реакции богача. «Как я осмелюсь, – подумал он про себя, – вызвать его судиться, да еще и с женщиной?» Но рав поторопил его выполнить поручение и служка, дрожа и спотыкаясь, отправился в путь. Дойдя до входа в дом богача, служка ощутил такой сильный страх, что не смог зайти. Он остался топтаться у входа, ожидая, что хозяин, может быть, выйдет сам. Так и произошло. Богач вышел из дома и, увидев во дворе гостя, спросил его о цели визита. С большим трудом, заикаясь, служка объяснил все же, зачем послан. «Скажите раву, что я зайду при случае», – ответил богач.

Служка вернулся и передал раву ответ. Рав спросил женщину, согласна ли она подождать, но та ответила: «Прошу вас, не откладывайте дело, мне очень тяжело ждать». Рав снова позвал служку и сказал ему: «Идите к богачу и скажите ему, что женщина не согласна ждать, и поэтому я велю ему явиться на суд сегодня же».

Услышав, что ему надлежит еще раз отправиться к богачу, служка пришел в ужас. Ему было хорошо известно, что богачи Гамбурга не терпят такого тона. В особенности, если речь идет о споре с женщиной. Однако ничего не поделаешь, служка снова отправился в путь и, как и в первый раз, не смог произнести ни слова, пока богач сам не спросил его, в чем дело. Тот вымолвил, что женщина не согласна ждать и, поэтому ему надлежит сегодня же предстать перед раввином.

Услышав это, богач исполнился гневом на рава и сердито ответил служке: «Идите и скажите раввину, что я – один из самых почтенных горожан Гамбурга, а он – еще гость здесь. Он еще незнаком с нами. Если я сказал, что зайду при случае, в свободное время, непременно исполню сказанное!»

Служка вернулся к раву и передал ему слова богача. Рав немедленно поднялся с места и сказал служке: «Идите сейчас же и скажите ему, что хотя он действительно один из почтенных людей Гамбурга, все же, если я велю ему прийти сегодня, он обязан послушаться и прийти именно сегодня. Хотя в моем распоряжении нет солдат или полиции, чтобы привести его силой, все же у меня есть средство – херем (отлучение от общины), которое заставит его прийти. И я могу послать это средство с вами!» Услышав такое, служка чуть было не упал без чувств и попросил рава послать кого-нибудь другого. Рав настоял, чтобы шел именно он, и как можно быстрее.

Увидев, что этого тяжелого поручения не избежать, служка собрал все силы и в третий раз отправился к богачу. С большим трудом удалось богачу извлечь из уст несчастного служки все сказанное равом. И сам служка не мог глядеть в лицо богача от страха и стыда. Закончив говорить, он, весь дрожа, немедля покинул дом.

Не прошло и часа, как богач сам предстал перед равом, протягивая руку и радостно восклицая: «Мазл-тов, мазл-тов! Ваша честь, Вы и вправду достойны быть раввином в нашем городе! Теперь можно рассказать всю правду: я – не ответчик, а эта госпожа – не истец. Все это было только испытанием. В сердцах глав общины обитало опасение, что рав, в силу своей молодости, не сможет в полной мере исполнить сказанное “не страшитесь никого”, ведь в нашем городе живут люди богатые и влиятельные. И поэтому мы решили испытать вас, выдумав этот “спор”. Теперь мы убедились, что Вы не отступите ни перед какой трудностью или неудобством, чтоб только неуклонно и твердо исполнить закон Торы. Вы достойны быть нашим равом».

Перевод – рав М.Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51673