Леках Тов — Дварим — Достоинство человека

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

1255

Недельная глава Дварим

«Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю…» (Дварим, 1:1).

Если присмотреться к разным типам людей, говорит рав Йеуда Лейб Хасман, духовный наставник ешивы Хеврон, можно найти среди них две полярно противоположные группы. С одной стороны – те, кто привык взвешивать каждый свой шаг и выверять разумом все свои пути. Среди них – лучшие, наиболее достойные люди. Их противоположность – те, кто живет, не задумываясь, чей разум как будто погружен в сон. Эти группы людей далеки друг от друга, как небо, символизирующее духовность, от земли – места грубой материи. Лучший тип человека мы встречаем в поколении, выросшем в пустыне. К нему и обращены слова Моше-рабейну. Как говорит Мидраш, в своем порицании, обращенном к евреям, Моше перечислил места, где народ прогневал Всевышнего, лишь намекая на сами грехи, но не упоминая их в открытую, чтоб не умалить достоинство Израиля. Сколь же велики были люди, для которых было достаточно только намека на грех! Но даже такое увещевание Моше смог высказать только перед смертью, чтобы, как говорит Раши, евреи затем не стыдились бы его. Само осознание греха теми людьми было таким сильным, что вызывало стыд перед порицавшим их. Выскажи Моше-рабейну свои слова задолго до смерти, евреи не могли бы от стыда поднять на него глаза.

Увещевание совсем другого свойства мы находим в Афтаре, в словах пророка Йешаяу: «Знает бык кормильца своего, и осел – ясли хозяина, Израиль не знает, народ Мой не вдумался…»

Пророк сравнивает человека, венец творения, с не самыми разумными животными. И даже это сравнение – не в пользу человека. И все потому, что «народ Мой не вдумался». Бык и осел по природе своей привязаны к хозяину. От человека же, обладающего разумом и свободой выбора, требуется вдумчивость. Тот, кто воспользуется силой своего разума и мысли, может достичь духовного совершенства. О таком человеке сказано: «И дал Ты ему немногим меньше Б-га, честью и великолепием увенчал его» (Теилим, 8). Но когда разум человека спит – «комар предшествует тебе».

Представим себе спящего человека. Он обладает разумом, знаниями и всеми достоинствами, присущими человеку. Проснувшись, он сразу же сможет воспользоваться ими. Однако во сне человек немногим лучше камня. И тот, кто не обращает внимания на свои пути и не задумывается о них, как будто погружен в сон. Его достоинство, как человека, – только в способности однажды пробудиться.

Талмуд (Макот, 22) говорит, что человека, осужденного на макот (побитие плетьми), стегают плетью, ремешки которой сделаны из телячьей и ослиной кожи, в соответствии со сказанным: «Знает бык кормильца своего, и осел – ясли хозяина». Сказал Всевышний: «Пусть тот, кто знает ясли хозяина, взыщет с того, кто не знает». Пусть преисполнится позором человек, ощутив это, и пусть от позора ему станет больнее, чем от самих ударов. Пусть, наконец, проснется он от сна, в который погрузили его низменные страсти и вожделения.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51173