Леках Тов — Реэ — Испытание веры

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

1412
испытание веры

Недельная глава Реэ

«Если поднимется в среде твоей пророк или сновидец, и сделает тебе знак или знамение…» (Дварим, 13:2).

«Зачем дал ему Всевышний возможность совершить чудо – “ибо испытывает вас Г-сподь, Б-г ваш”» (Раши).

Говорит рав Яаков Исроэль Каневский (гаон Стайплер), что все, происходящее с человеком – испытание. Бедность – с одной стороны, богатство – с другой, покой и несчастья, как говорится в «Месилат Йешарим». Подобно этому, и качества самого человека – вожделения, страсти, гордыня – тяжелые испытания. И вся цель, ради которой спустилась душа человека в наш мир – победить в борьбе со злым началом, устоять в испытаниях.

Еще одно испытание – испытание веры, испытание разума человека. Одна из вещей, которые Всевышний позволил силам скверны, чтобы попытаться сбить с толку человека, – это знамения, творимые лжепророком.

Средство, чтобы устоять в таком испытании, – любовь к Б-гу. Любящему Всевышнего обещано, что такое испытание не запутает его и не сведет с правильного пути. Так говорит и стих Торы: «ибо испытывает вас Г-сподь, Б-г ваш, чтобы познать, любите ли вы Г-спода, Б-га вашего, всем сердцем и всей душой вашей». «Сефер Хасидим» говорит, что согрешили идолопоклонством только люди грешные, которые и без того осквернили души свои.

Действительно, злодеи, подстрекавшие народ к идолопоклонству, творили удивительные вещи. Например о быках, которых сделал Яровам, говорят, что они висели в воздухе при помощи сверхъестественной силы. Также и Невухаданецар заставил идола говорить, вложив в его уста циц – пластину из чистого золота, которую носил Первосвященник на лбу (Мидраш Шир а-Ширим).

Несмотря на то, что дано силам зла испытывать человека с помощью чудес и знамений, тот, кто не устоял в этом испытании, – злодей, заслуживающий смерти. Ведь если только еврей любит Творца и не желает свергнуть с себя Его власть, сама Тора – от первой до последней буквы – ясное свидетельство истины, свидетельство бессмысленности и пустоты идолопоклонства. И даже сам человеческий разум обязывает осознать несостоятельность поклонения идолам, несмотря ни на какое колдовство и ни на какие знамения.

После разрушения Храма колдовство отошло в прошлое. И с тех пор злодеи пользуются «знамениями» другого рода.
Одно из них – факт, что они (грешники) преуспевают в мире, им принадлежит власть. И об этом также сказано: «…ибо испытывает вас Г-сподь, Б-г ваш».

Нам следует знать, что все попытки сбить с толку человека, смутить его разум – от древней магии до современных газет – все они лишь испытание, когда «сбудется знамение и знак».

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51208