Леках Тов — Шмини — Святость возносит человека

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2966
матот-масей

Недельная глава Шмини

«Освящайте себя и будьте святы… и не оскверняйте души свои…» (Ваикра, 11:44).

Есть история в Талмуде (Йома, 82): беременная женщина почувствовала сильный запах еды в Йом Кипур (неутоленное желание поесть представляет собой опасность для женщины и ребенка). Пришли и сказали это Раби. Ответил им: «Пойдите и шепните ей на ухо, что сегодня – Йом Кипур». Пошли и шепнули женщине, и она успокоилась. Сказали о ней: «Прежде, чем сотворил тебя – во чреве знал Я тебя». Она стала мамой раби Йоханана.

Другая беременная почувствовала запах еды в Йом Кипур. Пришли спросить у раби Ханины. Сказал им, чтоб шепнули ей, что сегодня – Йом Кипур. Шепнули ей, но она не успокоилась. Сказали о ней: «Чужды злодеи от чрева…». Родился у нее Шабтай, «придерживающий зерно» (создающий нехватку зерна на рынке, чтобы поднять цены).

Может показаться, что было бы понятнее, если бы сын женщины, не совладавшей с собой, несмотря на святость Йом Кипура, вырос человеком, оскверняющим Шаббат или кушающим запретную еду, то есть пренебрегающим заповедями в отношении Всевышнего. Однако он вырос злодеем в отношении других людей, наживающимся за чужой счет.

Рав Найман говорит, что в этой истории видна важная закономерность. Ощущать страдание другого и остерегаться причинить кому-то душевную боль, может лишь тот, в ком есть святость. В главе Кдошим о сказанном «Будьте святы» наши мудрецы сказали: «Будьте чужды материальных наслаждений».

Сказано также мудрецами о заповеди «Будьте святы»: освящайте себя в разрешенном. Человеку следует, освящая себя, отказываться даже от разрешенного Торой. Тогда он сможет, преодолев свое злое начало, бороться с тягой к наслаждениям.

Такой человек может сопереживать другому и, уж во всяком случае, не способен причинять ему страдания. Но чем меньше в человеке святости, тем труднее ему уступить другим.

Так, женщина, на которую не повлияла святость Йом Кипура, «удостоилась» сына, любящего только себя и не считающегося с другими. Женщина, забывшая о желании есть при упоминании Святого дня, стала матерью раби Йоханана. О нем рассказывает Талмуд (Брахот, 20): «Раби Йоханан (бывший очень красивым) имел обычай приходить ко входу в микву и сидеть там. “Когда выходят дочери Израиля, то смотрят на меня, чтоб у них были дети красивые, как я”. Сказали ему: “Не опасается ли господин дурного глаза”? Сказал им: “Из потомков Йосефа я, над которыми не властен дурной глаз” (в заслугу того, что глаза Йосефа не наслаждались, глядя на жену Потифара – Раши)».

Раби Йоханан был готов пренебречь своим достоинством, чтобы сделать добро другим, даже там, где это было вовсе не обязательно.

При этом, он не опасался ни своего дурного начала, ни дурного глаза – благодаря святости своей и своих предков.

Ребенок, рожденный в святости, может достичь самых больших высот в милосердии. Не удивительно, что поколение, оторванное от святости, вырастило новое поколение, свободное от оков нравственности и уважения к другим, не стремящееся к добру и милосердию. Весь мир занят вопросом, как воспитать новое поколение достойными людьми.

Никто, при этом, не обращает внимания на главное: нет другого пути, кроме как обратиться к святости – святости Субботы и праздников, святости Торы и святости заповедей Творца. Святость приводит к избавлению от животных вожделений и отдаляет от эгоизма. Человек, воспитанный в святости, не только не способен вредить ближнему, но и всегда рад делать ему добро.

Святость Израиля не терпит скверны греха

«Не оскверняйте души ваши всем ползающим… Ибо Я – Г-сподь, поднявший вас из страны Египетской, чтобы быть вам Б-гом, и будьте святы …» (Ваикра, 11:43-45).

«Везде сказано “выведший вас из Египта”, а здесь – “поднявший”. Сказали в доме учения раби Ишмаэля: “Если бы Я (Всевышний) вывел евреев из Египта только ради того, чтобы они не осквернялись всем, что ползает, подобно другим народам – было б им довольно”» (Раши).

После выхода из Египта Всевышний запретил евреям употреблять в пищу насекомых, пресмыкающихся и ползающих животных.

Рав Симха-Зисл Зив из Кельма говорит, что, как известно, наказания, определенные Торой, – не что иное, как следствие самого греха. Подобно тому, как человек, поевший испорченного мяса, страдает от последствий, причиненных такой едой, так и грешащий, в силу духовной природы вещей, страдает от порчи, причиненной своим грехом.

Но, при этом, даже испорченное мясо вредит не всем. То, что может привести к болезни человека, вовсе не вредит, например, собаке. Подобно этому, грубой духовной природе народов мира не вредит запрещенная для нас пища. И, если бы евреи не вышли из Египта, их духовная природа была бы столь же грубой.

Однако выход из Египта отделил нас от всех народов. Духовная природа евреев изменилась, и наша душа не выносит теперь скверны запретной пищи.

Об этом говорит приведенный Раши Мидраш: «Если бы евреи при выходе из Египта удостоились одного лишь великого качества чистоты своих душ, не терпящих скверны запретной пищи, – было б им довольно».

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=14379