Леках Тов — Ки Таво — Природа — скрытое чудо

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2563
природа скрытое чудо

Недельная глава Ки Таво

«Ниспошлет Г-сподь тебе благословение в житницах твоих и во всяком начинании рук твоих…» (Дварим 28:8).

«Учили в доме учения раби Ишмаэля: благословение [слово браха, которое обычно переводят как «благословение», означает «разрастание»; здесь имеется в виду разрастание вне рамок природы] не найти нигде, кроме как в том, над чем не властен глаз, как сказано: “Ниспошлет Г-сподь тебе благословение в житницах твоих”» (Бава Мециа, 42а).

Почему Святой, благословен Он, совершает чудеса с тем, что скрыто от глаза? Так спрашивает гаон рав Элияу Элиэзер Деслер, благословенна память праведника, в своей книге «Михтав ме-Элияу» (часть 1, стр. 177). Он задает и другой вопрос: почему Г-сподь не дает человеку блага естественным образом?

Чтобы объяснить это, рав Деслер говорит в качестве предисловия, что многие верующие ошибаются, определяя разницу между чудом и природой. По их словам, природа – это закон, который установил Б-г в отношении творения, чтобы оно вело себя ограниченным образом, в соответствии с причинно-следственными связями. Изредка, в силу крайней необходимости или ради обладателя больших заслуг, Святой, благословен Он, изменяет порядок вещей и совершает открытые чудеса.

Если мы спросим их, каковы причина и следствие, и почему следствие порождается причиной, например, что определит рождение и произрастание урожая, – они ответят: это очень просто! Земля, подготовленная пахотой, сев и полив – вот естественные причины произрастания урожая. А если мы спросим еще, почему эти действия вызывают рост урожая, они посмеются и ответят: вы же своими глазами видите, что так происходит всегда! Следовательно, необходимо признать, что эти действия являются причинами, которые, как определил Г-сподь в отношении творения, вызывают рост урожая.

Это то, что люди называют «естественный порядок вещей».

Однако, когда мы углубимся в этот вопрос, то придем к обратному выводу, а именно, что на самом деле мы не знаем, почему причина влечет за собой следствие. Все, что мы знаем – что таково установленное положение вещей. И если так, возникает вопрос: разве это не постоянное чудо, которого мы не замечаем в силу того, что привыкли к нему? Представим себе, что бы мы сказали, если бы увидели могилу, плоть похороненного в которой человека уже полностью съедена, и вдруг из этой могилы начинает расти человеческое тело? Разве это не великое чудо воскрешения мертвых? Если так, то почему мы не видим того же чуда, когда землю засеивают семенами, которые сами полностью разлагаются, но из них произрастает новый урожай? Разве это не настоящее оживление мертвых? Ответ: разумеется, да. Разница между этими случаями лишь в том, что к воскрешению мертвых среди людей мы не привыкли, а к «воскрешению мертвых» среди растений – привыкли. Если бы мы привыкли к иному, то называли бы естественным оживление мертвых на кладбищах, а оживление мертвых растений называли бы чудом.

Правда в том, что между чудом и естественным порядком вещей нет никакой разницы, все является чудом! Все происходящее в мире не имеет иной причины, кроме желания Творца, благословен Он. А Его желание – это Его действия и творения, поскольку все, что является Его желанием, осуществляется само собой. То, что мы называем «чудом», является лишь желанием Творца, к которому мы не привыкли, а поскольку в этом есть что-то новое, мы пробуждаемся и видим здесь руку Б-га. «Природой» называется все, в отношении чего Творец, благословен Он, хотел, чтобы оно было тем или иным образом постоянным и чтобы мы привыкли к этому. Эта привычка является испытанием для человека: увидит ли он и здесь только желание Б-га или решит, что Г-сподь, благословен Он, передал силы природе, и что внутри природы у самого человека тоже есть сила совершать действия посредством причинно-следственных связей.

Выходит, что природы вообще не существует – все это лишь обман зрения, который дает человеку возможность ошибиться, а также по-настоящему выбирать.

В словах раби Ишмаэля, помещенных в эпиграф нашей статьи, мы ясно видим, что природа – это не объективная реальность, а всего лишь сокрытие истины и обман зрения, чтобы мы могли ошибиться. Поэтому в отношении того, что скрыто от глаза, нет никакой причины, чтобы оно умножалось именно привычным нам образом – называемым «естественным», – а не иначе. Наоборот, ведь ясно, что в любом случае нет никакой разницы, ведь реальность – это желание Творца, благословен Он, и ничего больше. В отношении того, что мы называем «природой», существует еще одно Его желание, суть которого – поставить человека в условия испытания, и это желание облачается перед нами в форму, похожую на природу. Все это не относится к тому, что скрыто от глаза, т. е. никогда не открывается нашим глазам, и, следовательно, у нас никогда не будет испытания в этом.

Тот же, кто уже устоял в этом испытании природой настолько, что для него это уже не испытание, не нуждается в том, чтобы Небеса вели себя с ним в соответствии с этим сокрытием. И поэтому с ним случаются чудеса. И это то, что сказал раби Ханина бен Доса: «Тот, кто сказал маслу, чтобы оно горело, пусть скажет уксусу, и он будет гореть» (Таанит, 25). Объяснение этих слов таково, что он не видит никакой разницы между чудом и природой, и, следовательно, масло и уксус одинаково подходят для зажигания.

Те, кто разбираются в порядке причин и следствий и могут делать расчеты на длительный срок, какие действия следует совершить для получения определенного результата, при этом могут убедиться, что даже когда у их действий будет благословение, в большинстве случаев это будет вызвано не теми причинами, о которых они думали изначально, но образом, который был скрыт от их глаз.

Все это для того, чтобы показать нам, что порядок приложения усилий с использованием причинно-следственных связей не поможет, потому что мы стараемся в одном направлении, а Г-сподь, благословен Он, дает совсем другим путем.

Рассказывал гаон рав Дов Яфе: один студент ешивы не обладал особенными талантами. Несколько лет он пробовал свои силы в учении, но после того, как не увидел благословения в своей учебе, «сломался», оставил ешиву и пошел работать.

Однажды до него дошла эта статья рава Деслера. Глубокое изучение вещей дало ему новый взгляд на тему успеха и неудачи в учебе. В свете того, что сказано здесь, он сказал себе: недостаток таланта не должен быть препятствием на пути к успеху. Действительно, талант – это «естественная» реальность, но, как мы учили здесь, успех не зависит именно от него. Причина причин всякого явления – это только Святой, благословен Он, и поэтому ключ к успеху тоже находится в руке Творца, благословен Он.

Его вывод был таков, что ему следует продолжить и проявить в учении еще больше усердия и еще больше усилий, и уповать на Б-га, что Он осветит ему путь и пошлет ему благословение и успех. Он вернулся в ешиву и начал учиться – прилежно и энергично. Несколько раз в день он повторял себе стихи Писания, говорящие об уповании, и лишь надеялся на успех. И успех не замедлил прийти. В заслугу тяжкого труда над Торой и упования на помощь Свыше, он удостоился изначально непредсказуемого для него уровня понимания. Спустя короткое время, по свидетельству его учителей, они увидели в нем существенные изменения.

Сегодня этот человек – серьезный мудрец и преподаватель Торы в одной из ешив.

Подготовил рав Э. Швальб, по книге «Леках Тов»


http://www.beerot.ru/?p=28346