Леках Тов — Реэ — Избери жизнь!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

3264

Недельная глава Реэ

«Смотри, Я даю перед тобой сегодня благословение и проклятие…» (Дварим, 11:26).

«Зачем говорится ”благословение и проклятие“? Поскольку сказано: ”Жизнь и смерть дал Я перед тобой, благословение и проклятие”. Может быть, скажет Израиль: ”Положил перед нами Всевышний два пути – жизнь и смерть, пойдем тем из них, которым пожелаем”. Но сказано ”избери жизнь”.

Подобно тому, как человек сидит перед двумя дорогами, одна из которых гладкая в начале, но поросла колючками в конце, а другая в начале поросла колючками, но гладкая в конце. Говорит он всем путникам: ”Видите эту дорогу, гладкую в начале? Через два-три шага начинаются колючки. А эта – поросла колючками в начале, но через два-три шага становится гладкой“. Так сказал Моше Израилю: ”Видите злодеев, которые преуспевают. Два-три дня их успеху – в этом мире, но затем они исчезнут ”» (Мидраш Ялкут Шимони).

Рав Ехезкель Левинштейн, машгиах (духовный наставник) ешив Мир и Поневеж, говорил в беседах в месяце элуль: путь жизни в начале своем порос колючками. Страдания и неприятности в начале его связаны с необходимостью смирить собственные желания, подчинить их воле Творца. Однако через несколько шагов идущий по этому пути окажется на ровной дороге – дороге, ведущей к вечной жизни, жизни с Б-гом.

Почти ежегодно, продолжал машгиах, мы становимся свидетелями одного и того же явления. В первые дни месяца элул почти каждый испытывает духовное пробуждение и старается укрепиться в служении Всевышнему. Однако вскоре воодушевление проходит, и человек возвращается к привычной жизни, наполненной погоней за собственными страстями и стремлениями.

Действительно, известно, что чем больше святости, тем большие усилия прикладывают силы скверны, чтобы противостоять ей. Однако главная причина слабости человека – в его собственной природе, в прирожденном стремлении избавиться от ига Царства Небес. По природе своей человек не терпит того, что мешает его жизни быть легкой и приятной. И поэтому, даже пробудившись однажды к духовному, человек вскоре уступает своим естественным, животным желаниям.

По-настоящему укрепиться в служении Всевышнему можно, лишь подчинив свое материальное начало Его воле. В этом весь труд человека – вести борьбу с собственной природой, преодолевать ее и властвовать над нею. Тогда откроется перед человеком путь, ведущий к истинным вершинам близости к Творцу, любви и страху перед Ним. Однако эта борьба непроста, она требует настойчивости и упрямства, чтобы не сдаваться, но продолжать ее, несмотря на трудности и страдания. Продолжив путь, человек поймет, что именно эти тяготы и указывают на победу над злым началом, которое стремится сохранять образ жизни, определенный природой и противоречащий воле Творца.

Последовательно трудясь над собой, человек откроет, в конце концов, наслаждение в служении Всевышнему, наслаждение во много раз большее, чем все наслаждения тела. Но и тогда нельзя прекращать трудиться. На каждом этапе человека ждут новые испытания, и от него требуется непрерывный труд и упорство. О счастье того, кто избрал Тору, в противоположность крушению избравшего наслаждения мира, говорит притча из Мидраша. Стих говорит: «Избери жизнь!». Избрать жизнь – не значит сделать выбор только один раз. Это заповедь, действующая постоянно, обязывающая человека всегда бороться с естественными желаниями тела и, несмотря на них, избирать «путь жизни». Человек должен всегда помнить об этой обязанности, зная, что на каждой ступени подъема его снова ожидают «два-три шага колючек».

Пробуждение к возвращению к Б-гу в элуле приобретается нелегко. От человека требуется принять на себя бремя тяжелой войны, чтобы подчинить себе природу тела. Но тот, кто упорно и последовательно идет этим путем, откроет перед собой новый мир – мир близости к Творцу.

По материалам книги «Леках тов»

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=17452