Ваэтханан — Шма, Исраэль — Почувствовать значимость

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

4073

Недельная глава Ваэтханан

В недельной главе Ваэтханан фигурирует первый из трех составляющих отрывков «Шма, Исраэль».

1. Этот отрывок известен всем нам, поскольку мы обязаны произносить его два раза за сутки. Однако поскольку рутина очень сильно бьет по воодушевлению в служении Всевышнему, напомним себе уже известное, чтобы мы вникли и почувствовали сказанное в этом важнейшем отрывке.

2. В первом стихе этого отрывка сформулирован один из важнейших принципов веры. Не принимая его, человек не считается евреем (в отношении многих законов – прим. ред.). Постулат, что есть только один Б-г [далее мы приведем слова Рамбама (в «Сефер а-мицвот» и в комментарии к Мишне) по этому поводу]. Этот принцип подчеркивает разницу между евреями и верующими неевреями (многие неевреи тоже верят в существование Б-га, но не в его единство). И потому во всех поколениях, отдавая свою жизнь за освящение Его Имени, евреи на последнем дыхании кричали «Шма, Исраэль…». [Возможно, именно поэтому глава Ваэтханан всегда идет после 9 Ава. Ведь 9 Ава символизирует все разрушения и страшные беды, постигшие еврейский народ. А поскольку, умирая, евреи кричали «Шма, Исраэль», глава Ваэтханан читается именно после 9 Ава.]

3. Это один из отрывков, записанных в мезузот и в тфилин. [Однажды в религиозных местах провели исследование и спросили присутствующих, что находится внутри коробочек тфилин, и только немногие смогли верно ответить. Поэтому каждому отцу и учителю стоит показывать своим ученикам и детям эти отрывки (и что в них написано).]

4. В этом отрывке сформулировано несколько базовых заповедей, часть которых сопровождает нас постоянно.

Постараемся немного разъяснить смысл первого стиха: «Слушай, Израиль, Г-сподь – наш Б-г, Г-сподь один»

«Шма» (слушай). Авудраам [Таково название книги, автор которой был одним из ришоним и беспрецедентным образом совмещал алахические постановления и объяснения слов молитвы (так, например, автор книги «Авудраам» нашел источник в Танахе почти для каждого слова, дошедшего до нас от мужей Великого Собрания). Каждому, кто хочет возвыситься в области молитвы, стоит изучить ее от начала и до конца!] объясняет, что мы находим в ТаНаХе три значения слова «Шма»: 1) слышать ухом; 2) понимать; 3) принимать. Изучая ТаНаХ, важно обратить внимание, какое значение имеется в виду. В нашем случае верны все эти объяснения.

1. Слышать ухом – в мишне (Брахот 2:3) есть спор танаим по поводу того, обязательно ли слышать то, что произносишь, для того чтобы заповедь чтения «Шма» была выполнена. [Мишна говорит так: «Тот, кто читал “Шма”, а его ухо не услышало [то, что он произносил], выполнил обязанность. Раби Йосе говорит: “Не выполнил”. Прочел, но не проявил пунктуальности в произношении букв, раби Йосе говорит: “Выполнил обязанность”, а раби Йеуда говорит: “Не выполнил”».] Несмотря на то, что закон соответствует облегчающему мнению, нет сомнения (и так постановлено в Шулхан Арух), что изначально следует читать настолько громко, чтобы слышать произносимое ухом.

2. Понимание – следует понимать значение слов.

3. Принятие – следует принять на себя веру в то, что произносишь.

Исраэль – это слово, на самом деле, следует читать, как «Йисроэль» (ашкеназское произношение) или «Йисраэль» (сефардское произношение), потому что именно фонема «йи» соответствует букве «йуд» с огласовкой «хирик» под ней.

Ашем – здесь имеется в виду вера и знание о существовании Б-га.

И так пишет Рамбам в своей книге «Сефер а-мицвот» (повелительные заповеди, заповедь первая):

«И теперь я, с Б-жьей помощью, начну говорить по очереди о каждой из заповедей:

Первая заповедь – это повеление, предписывающее нам верить в Б-га, то есть верить в то, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее. И об этом Его речение, да будет Он благословен: “Я – Г-сподь, твой Б-г” (Шмот, 20:2). И в конце трактата Макот (23б-24а) сказано: “613 заповедей были сообщены Моше на Синае. Из какого стиха мы это учим? Из стиха «Тору заповедал нам Моше» (Дварим, 33:4)” – то есть мы выучили это из числового значения слова “Тора”. И возражают на это, говоря: “Но ведь числовое значение слова «Тора» – лишь 611?” И объясняется там: “[Еще две заповеди –] «Я – Г-сподь, твой Б-г» и «Да не будет у тебя других богов» (Шмот, 20:3) – они слышали прямо из уст Всемогущего [а не через Моше]”. И отсюда ясно, что «Я – Г-сподь, твой Б-г» – это одна из 613 заповедей, и в ней заповедована нам сама вера в Б-га, как мы разъяснили».

В своем комментарии на мишну, трактат Санедрин, раздел Хелек, Рамбам подробно разъяснил все тринадцать принципов веры. Приведем здесь то, что касается нашей темы.

Комментарий Рамбама на мишну, трактат Санедрин (10:1):

Первая основа [веры] – существование Творца, благословен Он. Это означает, что есть Сущий, совершенный во всех смыслах слова «существование». Он является причиной существования всего сущего. Именно в Нем существует все остальное и именно из Него все остальное получает дальнейшее существование. Если представить, что Его существование прекратилось, то вместе с этим прекратилось существование и всего остального, и ничто бы не осталось существовать. Если же представить, что все кроме Него прекратило свое существование, то Его существование не прекратится и не уменьшится. Это обусловлено тем, что Он не нуждается в чем-либо вне Его, чтобы существовать. А все, что кроме Него, начиная от ангелов и того, что движет светилами, и заканчивая всем, что находится ниже их – все это нуждается в Нем, чтобы существовать. И это первый фундаментальный принцип, на который указывает речение «Я – Г-сподь, Б-г твой…» (Шмот, 20:2).

Элокейну (наш Б-г) – Он лично правит всем, что происходит с еврейским народом.

Ашем эхад (Г-сподь один) – этими словами Тора повелевает нам верить в то, что существует только один Б-г.

И вот что пишет Рамбам в своей книге «Сефер а-мицвот» (Повелительные заповеди, 2):

Вторая заповедь – повеление верить в то, что существует только один Б-г. И это означает, что мы должны верить в то, что Первопричина, приводящая в действие все сущее – одна. И об этом говорит Его речение, да будет Он превознесен: «Слушай, Израиль: Г-сподь – наш Б-г, Г-сподь – один» (Дварим, 6:4). И во многих мидрашах находим Его слова: «ради единства Моего Имени», «ради Моего единства» и много подобных им. И в этих высказываниях имеется в виду, что Он вывел нас из [египетского] рабства и вершил для нас милосердие и благо именно ради того, чтобы утвердилось в нашем сознании, что Он – един, как нам и заповедовано верить. И многие говорят об этой заповеди как о заповеди единства. Также эту заповедь называют заповедью Малхут (Царства) – согласно сказанному мудрецами (Брахот, 13а): «Чтобы принять на себя бремя Царства Небесного», то есть признать Его единство и верить в него.

Комментарий Рамбама на мишну, трактат Санедрин (10:1):

А вторая основа – вера в Его единство. Это означает, что Он является причиной всякого единства. Его единство не является единством вида или единством типа. Он не является чем-то сложным, что может быть разделено на множество составных единиц, и не является также простым телом, численность которого равна одному, но которое потенциально может быть бесконечно разделено. Он един, и нет единства подобного Его единству. На эту вторую основу указывает стих Торы: «Слушай, Израиль, Г-сподь – наш Б-г, Г-сподь один» (Дварим 6:4).

Мы разъяснили стих, содержащий несколько частей и указывающий на несколько заповедей. Некоторые комментаторы разъясняют этот стих как одно целое.

1. Раши разъясняет, что Г-сподь, который сейчас лишь наш Б-г (т.е. правящий только нами), будет одним для всех своих творений.

2. Другие комментаторы объясняют, что стих указывает вот на что. Мы привыкли видеть меру суда (Элокейну – наш Б-г – означает также меру суда) и меру милосердия (четырехбуквенное непроизносимое имя, читаемое как «Г-сподь», означает также меру милосердия), но нельзя считать, что есть два бога, ибо все это – проявления одного.

Напоследок приведем ворт, который любил рассказывать мой тесть рав Ицхак Зильбер.

Почему в тексте Торы буква «аин» слова «шма» и буква «далет» слова «эхад» написаны более крупным шрифтом? Потому что вместе эти буквы составляют слово «эд» (свидетель). Это соответствует стиху из книги пророка Йешаяу, согласно которому мы являемся свидетелями Б-жественности Творца, благословен Он: «Я сказал, и избавил, и возвестил, и нет у вас иного, и вы – свидетели Мои, слово Г-спода, и Я – Б-г» (Йешаяу 43:12).

Подготовил р. Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=17218