Ахарей Мот — Храните награду за заповеди!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

447
золото кораха

«Соблюдайте Мои законы и выполняйте Мои постановления, следуя им. Я – Г-сподь, ваш Б-г» (Ваикра, 18:4).

Комментирует святой Ор а-Хаим слова «следуя им»: человеку не следует надеяться получить награду за заповеди в этом мире, как сказано (Дварим, 7:11): «Сегодня выполнять их», а «завтра» – в будущем мире — получать награду за них (Эрувин, 22а). Так что пусть каждым своим действием человек будет выбирать не «проедание» будущего мира, а будет в праведности созерцать благость Творца.

Так мы просим в «Биркат а-Мазон»: «Он будет вечно посылать благосклонность, любовь и милосердие, достаток и утешение, заработок и пропитание, милость, здоровье, покой и все блага. Да не лишит Он нас всех благ своих вовеки!»

Объясняет рав Элияу Лопьян от имени великого рава Ицеле Блазера: рассказывается в Гемаре (Санедрин, 101а), что, когда раби Элиезер заболел, ученики пришли его навестить, и он сказал им, что мера Суда обрушила на него сильные страдания. Все заплакали, услышав это, а раби Акива улыбнулся. Остальные ученики были в недоумении: «свиток Торы» страдает, а ты улыбаешься? Объяснил им раби Акива: «Все время, что я видел, как у нашего учителя не прокисает вино, не гниет лен, не горчит масло, и не портится мед, я боялся: вдруг он, не дай Б-г, получает награду при жизни!»

Поэтому, когда мы просим добра и блага у Всевышнего, мы добавляем к этой просьбе условие, чтобы это не было за счет нашего будущего мира: «Да не лишит Он нас всех благ своих вовеки (в будущем мире)!»

Давайте вспомним, что произошло у Леи и Рахели. У Леи родились один за другим Реувен, Шимон, Леви и Йеуда, а Рахель все еще оставалась бездетной. Трудно описать ее чувства. «Я умираю», — сказала она. Из этого учат наши мудрецы, что бездетный приравнивается к мертвому, Б-же упаси.

Реувен во время сбора урожая находит мандрагоры, которые считаются способствующими беременности. Приносит их матери. Рахель просит: «Дай мне от мандрагор твоего сына». Не все, немного. «Ведь неприлично просить у ближнего все, что у него есть, даже если тебе это нужнее, чем ему» («а-Эмек Давар»).

Что Лея отвечает? «Мало тебе, что ты забрала моего мужа, ты хочешь еще и забрать мандрагоры моего сына?» Легко представить себе, как Рахель была поражена: это она забрала мужа Леи?! Да ведь Яаков изначально хотел жениться на ней! Он работал ради нее семь лет, и передал ей тайные знаки, чтобы ее отец не подменил ее. И когда Лаван действительно подменил ее на Лею, она пожалела свою сестру, чтобы та не была опозорена, когда Яаков спросит ее о знаках, а она не будет их знать, и передала эти знаки Лее. Так она позволила ей стать женой Яакова. А теперь Лея утверждает, что Рахель забрала у нее мужа?! Ну, и что отвечает Рахель? Ничего. Молчит. Предлагает купить мандрагоры за самую высокую для нее цену.

Потому, что не упоминают доброе дело, не намекают другому, что он обязан и должен быть благодарен. Не продают доброе дело за копейки! Сохраняют награду за него в целости!

Рав Шах в конце дней – дрожал, стонал и спрашивал: «С чем я приду в Высший мир?» Странно, правда? Когда он повторил это несколько раз с надрывом сердца, рав Хананья Чолак, который был с ним в его последние дни, не выдержал и ответил: «О чем вы говорите, рав? Что значит – с чем? С семидесятью годами распространения Торы!» Поколения учеников, тысячи, которых он буквально поставил на ноги и сделал знатоками Торы!

«Э, — вздохнул рав Шах, — это ничего не стоит!»

Рав Чолак добавил: «С вашими книгами “Ави Эзри” на Рамбама, со всеми их изданиями!»

«Э, это тоже ничего не стоит…»

«Почему?!» – воскликнул рав Чолак. Ну, у кого еще есть такой благословенный урожай, как в устном обучении Торы, так и в письменном – книгах!

«Да пойми, — мягко объяснил рав Шах, — за все это я получил почет и уважение! А подняться наверх с делами, за которые получили почет – все равно, что сесть в автобус с уже использованным билетом…»

Непонятно. Из-за капли уважения можно потерять вечность? Да, представьте себе. Променяли ее на копейки почета…

Рахель тысячу лет ждала награды за свое невероятное самопожертвование. И когда был разрушен Храм, пророк Ирмияу пошел на могилы праотцов и Моше рабейну, и те плакали, и ангелы плакали вместе с ними. Сказано в мидраше («Эйха Раба», 24), что в тот момент наша праматерь Рахель предстала перед Всевышним и сказала: «Владыка мира, Тебе хорошо известно, что Яаков любил меня великой любовью, и работал ради меня у моего отца семь лет. Когда они закончились, и пришло время мне выходить замуж, отец решил подменить меня моей сестрой. Мне это было очень тяжело. Я сообщила об этом будущему мужу, и мы договорились о тайных знаках, чтобы он не перепутал между мною и моей сестрой. Но потом я передумала, пожалев свою сестру, чтобы она не была опозорена, и передала ей все условленные знаки. Сделала для нее большое благо и не ревновала к ней. А Ты, живой и сущий Царь, Царь милосердный, почему взревновал к идолам, в которых нет ничего истинного, и изгнал моих сыновей, и они погибали от меча, и враги делали с ними все, что желали?»

Тут же пробудилось милосердие Всевышнего, благословен Он, и сказал Он: «Ради тебя (Рахель) Я верну народ Израиля в их страну». Как сказано у пророка Ирмияу (31:14-16): «Так сказал Б-г: “Голос в выси звучит – рыдание, горестный плач: то Рахель оплакивает своих сыновей, отказывается утешиться по своим сыновьям, потому что их нет”. Так сказал Б-г: “Удержи свой голос от рыданий, а глаза твои – от слез. Ибо есть воздаяние за старания твои… и есть надежда будущему твоему: вернутся дети к пределам своим – слово Б-га!”»

Рахель учит нас, что доброе дело нельзя разменивать на мелочи. Нужно хранить и беречь награду за него, чтобы получить великое воздаяние!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88965