Балак — Стоит ли оправдываться?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

702
балак - спор со Всевышним

«Сказал Бильам ангелу Всевышнего: “Согрешил я, ведь я не знал, что это ты стоишь на моем пути. Если же (мои намерения) дурны в твоих глазах, я вернусь обратно”» (Бемидбар, 22:34).

Сказано в мидраше, что он был хитроумным злодеем, и знал, что только раскаяние может спасти от гибели, ведь если согрешивший признается «согрешил я», ангел не имеет права его трогать.

Учиться злодейству у Бильама, конечно, не будем. Но почему бы не поучиться его сообразительности? Когда он увидел ангела с мечом в руке, он не стал извиняться и оправдываться: в чем, мол, его обвиняют, что уж он натворил? Он ведь пошел с разрешения Всевышнего!

Нет, он сказал одно – «согрешил я», и спасся!

А мы – полны оправданий, как гранат – косточек. На все вопросы у нас есть ответы. Что сказать, ответы – это просто замечательно, при условии, что они принимаются…

Змей толкнул на грех Адама и Хаву. «Я дал ему легкую заповедь, и он нарушил ее», — сказал Всевышний. И одного часу не выдержал (см. «Берешит Раба», 21)! А когда Всевышний предъявил ему обвинение – у него было оправдание. И у него, и у женщины, да и змея, если бы спросили – он бы тоже нашел, что ответить.

Был здесь только один недостаток: все эти оправдания не были приняты! И более того – если бы Адам сразу признался: «согрешил я», без оправданий и без нахождения причин, был бы прощен и вернулся в Ган-Эден!

«Первым делом судят человека за слова Торы» (Кидушин, 40б). И бедняка, и богача, и злодея спрашивают, почему они не учили Тору. И что вы думаете, у них нет ответов? Есть, конечно. Даже злодей оправдывается: «Я был злодеем, и дурное начало мне жизни не давало…» Тоже ничего себе причина.

Нам кажется, что это совсем не трудно, мы сможем убедить Высший Суд, они примут все наши заверения.

У Иова были претензии: «Если бы узнать мне, где Он – Его нашел бы, дошел бы до трона Его, затеял бы с ним справедливый суд» (23:3-4). Все-таки он был пророком, «Человеком прямым и честным, Б-гобоязненным и избегающим зла» (1:1), и сам Всевышний свидетельствует о нем: «Нет подобному ему на всей земле» (1:8). А в трактате Бава Батра сказано: «Об Иове сказано больше (похвал), чем сказано об Аврааме».

И тем не менее.

Есть одна притча. Один силач напился, ворвался в тюрьму и освободил заключенных, разбил статую царя и стал проклинать полицейского. «Ну-ка скажите мне, где сидит царь, я его научу уму-разуму!» Вошел в зал, увидел, как царь сидит на троне, и вершит суд: отправил в изгнание принцессу, уволил министра, ослепил князя, оштрафовал приближенного и заковал в кандалы подчиненного. Испугался силач и сразу протрезвел: «Простите, я был пьян, и не знал, какой силой обладает правитель!»

Так и Иов: когда он увидел, как Всевышний изгнал из лагеря Мирьям, послав ей цараат, повелел Моше умереть в пустыне, послал Ицхаку слепоту в конце жизни, сообщил Аврааму: «Знай, что твои потомки будут пришельцами», и повредил бедро Яакова. Когда Иов увидел все это, он сказал: ой, я был пьян, прости меня. «И даже (если) впрямь ошибся я – во мне ношу я (днем и) ночью ошибку мою».

И все это почему – потому, что не знали силу Высшего Суда!

У нас есть оправдания? Давайте посмотрим, как проверяют оправдания. Не на Небесах, не перед Царем всех царей. Здесь, в нашем мире.

Сказано в трактате Брахот (28б): рав Йосеф был главой ешивы в г. Пумпедита. Каждый Шаббат после утренней молитвы все шли из синагоги в бейт-мидраш послушать урок рава, а потом возвращались обратно на молитву Мусаф. Рав Авия плохо себя почувствовал, и не пришел на урок.

На следующий день, когда он пришел в ешиву, Абайе, желая умиротворить рава Йосефа, спросил при нем рава Авию: «Почему вы не пришли на урок?» Ответил тот: «Я почувствовал сердечную слабость, и не мог выйти из синагоги». «Почему же Вы не поели немного, чтобы укрепить сердце, и пойти на урок?» Рав Авия удивился: «Разве вам неизвестны слова рава Уны, что нельзя ничего есть до Мусафа?» Ответил Абайе: «Вы могли бы помолиться Мусаф в одиночку, сделать Кидуш и поесть, и прийти». Сказал рав Авия: «Разве вы не знаете, что, по словам раби Йоханана, запрещено человеку молиться раньше, чем молится вся община?» Ответил Абайе: «Когда он молится вместе с общиной – нельзя начать раньше, а когда молится в одиночку – можно». В конечном итоге – это не оправдание…

Еще одна история, в трактате Йома (78а): главный раввин диаспоры оказался в г. Агрунии, и остановился у рава Натана.

В Шаббат все мудрецы пришли на его урок, а Равина не пришел. Рафрам пожелал умиротворить главного раввина, чтобы тот не сердился на Равину. Спросил его на следующий день: «Почему Вы не пришли на урок?» Ответил Равина: «У меня болела нога». Была рана на ноге. Сказал Рафрам: «Можно было надеть ботинки», и прийти. Ответил тот: «Рана была на ноге сверху» – ботинок бы причинил еще большую боль. «Тогда можно было бы надеть сандалии», — сказал Рафрам. Ремешки сандалий не затронули бы рану. «Чтобы прийти, мне нужно было пересечь ручей». В то время было принято, когда пересекали ручей – снимали сандалии, чтобы те не промокли. А в Шаббат это запрещено. «Вы могли бы перейти ручей, не снимая сандалий», — сказал Рафрам. «Разве вы не знаете, — ответил Равина, что, по мнению рава Аши, нельзя переходить реку в сандалиях?» Поскольку сандалий может слететь с ноги, человек захочет его схватить – и таким образом, совершит запрещенный перенос.

Услышал это главный раввин и успокоился. Да, это уважительная причина. После того, как провели расследование и проверили все возможные варианты. Честно говоря, и это оправдание можно было опровергнуть, поскольку сам Равина был не согласен с равом Аши, и считал, что разрешается перейти реку в сандалиях. Однако, в качестве оправдания это принимается, поскольку главный раввин не знал мнения Равины.

Однако на Небесах – знают все!

А у нас есть оправдания?

Давайте вспомним: «Шауль совершил один проступок (пожалел Агага, царя Амалеков), и был наказан (был Свыше смещен с царства и приговорен к смерти), а Давид совершил два проступка (история с Бат-Шевой и подсчет евреев), и был прощен» (Йома, 22б). Маарша спрашивает: неужели Всевышний необъективно отнесся к Шаулю и Давиду? Конечно нет. Просто Давид сразу же сказал: «Согрешил я», а тому, кто приходит очиститься, помогают Свыше. А Шауль начал оправдываться…

Что ж, перед нами два пути, и мы выбираем.

Между оправданиями, чьи результаты известны, и помощью Свыше!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87680